Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век
Выставка, которая будет проходить до 3 декабря в ЦВЗ «Манеж», собрала более 300 произведений из фондов 48 музеев, организаций культуры и науки, частных коллекций Петербурга, Москвы и других городов России. Конечно, прошлый век был непростым, противоречивым, многогранным, стремительно меняющимся, пугающим. Культура всегда остро реагирует на все события, происходящие в мире.
Организаторы выставки решили обыграть экспонирование скульптурных объектов темой кинематографа, который по сути получил свое развитие именно в XX веке. В залах мы находим разделы «Сценарный план» (скульптура, созданная под влиянием историко-политических событий), «Действующие лица» (портреты-бюсты знаковых деятелей эпохи), «18+» (ясно, что обнаженная натура), «Монтаж» (абстрактная скульптура), «Экспедиции» (многонациональный колорит СССР) и др. Приятна глазу песочного цвета драпировка, которая не оттягивает на себя внимание, но «оголяет» скульптуры, не смещая акцентов. Осматривая экспонаты, можно придерживаться, а можно и не придерживаться предложенной кураторами концепции. Мне было комфортнее выработать свой алгоритм, который на поверку оказался жизнеспособным, так как на тебя не обрушивается сразу обилие ожидаемого советского «рабочего» искусства. Не могу себя назвать поклонником этой тематики, уже больно все было ангажировано тогда. Не ходила в свое время и на выставку «Дейнека/Самохвалов» по той же причине. Рабочие, бурлаки, сталевары, Ленин, Троцкий, серпы, молоты, съезды партии, Сталин итд — это все хорошо, историю свою важно знать и помнить, но не вызывает всё это во мне трепета и дыханье не замирает, хотя талантливейшие работы… Возникает скорее горечь от того, что невероятно одаренные скульпторы должны были многое делать в своей жизни потому, что надо.
Ну что же… Предлагаю вам пройтись вместе со мной по выставке и посмотреть те работы, которые меня взволновали и которые я взяла себе на карандаш, чтобы при возможности почитать про их создателей. Конечно, каждый человек сформирует свой собственный шорт лист, но у меня он получился сродни самому русскому символу — павловопосадскому платку: ярким, разным, пёстрым, объемным и неожиданно несочетаемым.
Начнем, разумеется, с литературы, музыки и танца.
Минутка юмора и … ужаса:
Ну а теперь — симбиоз и настоящее сопряжение форм
На втором этаже совершенно дивный «живой» уголок. Специально не буду загружать фото, чтобы не портить новизну впечатления от работ В. Ватагина, Б. Воробьева и др.
Несколько общих планов
С некоторых пор люблю резьбу по дереву. Есть в этом что-то первобытное и мистическое. Этот триптих Алексея Пичугина заворожил
Ну и немного дёгтя. Ниже работа Виктора Корнеева «Жница» (1994). Низко изображать женщину, занимающуюся тяжелым трудом, в цветах шутовского наряда. Может быть, конечно, мне показалось… но сомневаюсь
Еще один любопытный экземпляр. Тут комментарии излишни.
Ну а здесь горько, но хотя бы справедливо…
А завершаем мы виртуальную экскурсию таким маааааленьким и совсем не приметным экспонатом. Это «Рабочий Гинхука» (1925) Владимира Татлина, про которого я уже читаю второй день:) Спасибо прекрасной смотрительнице музея, что указала мне на этот, как она сама выразилась, «грязный неприметный камешек, который все пропускают»
Очень рекомендую посетить выставку и создать для себя свой собственный мир русской скульптуры… разной, непостижимой, душевной, резкой, многострадальной и очень талантливой