Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век

Выставка, которая будет проходить до 3 декабря в ЦВЗ «Манеж», собрала более 300 произведений из фондов 48 музеев, организаций культуры и науки, частных коллекций Петербурга, Москвы и других городов России. Конечно, прошлый век был непростым, противоречивым, многогранным, стремительно меняющимся, пугающим. Культура всегда остро реагирует на все события, происходящие в мире.

Организаторы выставки решили обыграть экспонирование скульптурных объектов темой кинематографа, который по сути получил свое развитие именно в XX веке. В залах мы находим разделы «Сценарный план» (скульптура, созданная под влиянием историко-политических событий), «Действующие лица» (портреты-бюсты знаковых деятелей эпохи), «18+» (ясно, что обнаженная натура), «Монтаж» (абстрактная скульптура), «Экспедиции» (многонациональный колорит СССР) и др. Приятна глазу песочного цвета драпировка, которая не оттягивает на себя внимание, но «оголяет» скульптуры, не смещая акцентов. Осматривая экспонаты, можно придерживаться, а можно и не придерживаться предложенной кураторами концепции. Мне было комфортнее выработать свой алгоритм, который на поверку оказался жизнеспособным, так как на тебя не обрушивается сразу обилие ожидаемого советского «рабочего» искусства. Не могу себя назвать поклонником этой тематики, уже больно все было ангажировано тогда. Не ходила в свое время и на выставку «Дейнека/Самохвалов» по той же причине. Рабочие, бурлаки, сталевары, Ленин, Троцкий, серпы, молоты, съезды партии, Сталин итд — это все хорошо, историю свою важно знать и помнить, но не вызывает всё это во мне трепета и дыханье не замирает, хотя талантливейшие работы… Возникает скорее горечь от того, что невероятно одаренные скульпторы должны были многое делать в своей жизни потому, что надо.

Ну что же… Предлагаю вам пройтись вместе со мной по выставке и посмотреть те работы, которые меня взволновали и которые я взяла себе на карандаш, чтобы при возможности почитать про их создателей. Конечно, каждый человек сформирует свой собственный шорт лист, но у меня он получился сродни самому русскому символу — павловопосадскому платку: ярким, разным, пёстрым, объемным и неожиданно несочетаемым.

Начнем, разумеется, с литературы, музыки и танца.

Виктор Думанян «Портрет С.С. Прокофьева» (1967) бронза
Елена Янсон-Манизер
«Портрет Г.С. Улановой» (1957) мрамор, высекание
Мария Литовченко
«Портрет балерины А.Я. Шелест» (1961) мрамор
Михаил Аникушин «А.С. Пушкин» (1950-е) бронза
Любовь Холина Конкурсный проект памятника Ф.М. Достоевскому для наб. канала Грибоедова в Ленинграде (1989) гипс, отливка, тонирование
Илья Гинцбург Модель памятника Н.В. Гоголю в Сорочинцах (1911) гипс, тонированный под терракоту
Николай Андреев «Танцовщица» (1915-1916), отлив 1958 бронза
Лев Ланец «На музыку Шёнберга. «Лунный Пьеро» (1966) бронза
Михаил Аникушин Портрет артистки Н.А. Обуховой в роли Марфы в опере «Хованщина» (1970) бронза
Григорий Ястребенецкий Портрет дирижера Ю. Темирканова (1982) бронза
Единственный мною найденный Осип Цадкин «Музыканты» (1927) бронза, патинировка, литье

Минутка юмора и … ужаса:

Михаил Дронов «Лебединое озеро» (1994) бронза, патинирование
Степан Эрьзя «Танец. Балерина» (1930) кебрачо, ваяние

Ну а теперь — симбиоз и настоящее сопряжение форм

Леонид Месс «Мирный труд» (1957) фарфор, литье, майолика
Еще одна чудесная майолика Антонина Ладур «Аральское море»
Василий Стамов «Юность» (1957) мрамор, вырубка
Простите, но здесь мне понравился мрамор Сергей Орлов, Алиса Сакс «Генрих Ягода за картой Беломорканала» (1935) уфалейский мрамор, резьба, шлифовка
Николай Анциферов «Двое» (1985-1986) бронза, литье
Дмитрий Шаховской «Разговор» (1970) камень известковый
Владимир Петровичев «Мужчина и женщина» (1993) бронза, авторское литье
Юрий Чернов Объятие (1984) дерево, резьба
Николай Силис «День-Утро-Вечер» (именно такая последовательность)
Михаил Дронов «Каприччос» (1986) бронза
Евгений Николаев «Бессмертие Икара» Эскиз памятника первому русскому летчику Л.М. Мациевичу для Комендантского аэродрома в Ленинграде (1980) бронза, литье, патинирование
Анна Голубкина «Березка» (1927) бронза
Альберт Маркин «1905. Выстрел» (1982) гипс
Зураб Церетели Модель скульптурной композиции «Спасение Европы» (1991) бронза
Обратите внимание, чем спасется Европа:)

На втором этаже совершенно дивный «живой» уголок. Специально не буду загружать фото, чтобы не портить новизну впечатления от работ В. Ватагина, Б. Воробьева и др.

Александр Белашов «Танец журавлей» (1967) бронза

Несколько общих планов

кубы расставлены, чтобы можно было присесть отдохнуть, а в дали размещены скульптуры русского Севера (секульская, ненецкая)
На втором этаже в отдельной зоне можно посмотреть серию короткометражек о выдающихся скульпторах XX века. Минут 30 точно нужно «закладывать», ведь вместе с этими хрониками будто попадаешь в другую вселенную. Кстати, в центре — стремянка Веры Мухиной
Александр Загорбинин «Урожай» (1978)
Лилия Евзыкова «Коптилка» (1975) бронза, литье

С некоторых пор люблю резьбу по дереву. Есть в этом что-то первобытное и мистическое. Этот триптих Алексея Пичугина заворожил

Явление Мессии народу. Полихромный горельеф — авторизованная копия картины А.И. Иванова (1988) дерево, резьба, роспись
«Утро стрелецкой казни» Полихромный горельеф — авторизованная копия картины В.И. Сурикова (1970-е) дерево, резьба, роспись
«Последний день Помпеи» Полихромный горельеф — авторизованная копия картины К.П. Брюллова (1981) дерево, резьба, роспись

Ну и немного дёгтя. Ниже работа Виктора Корнеева «Жница» (1994). Низко изображать женщину, занимающуюся тяжелым трудом, в цветах шутовского наряда. Может быть, конечно, мне показалось… но сомневаюсь

Еще один любопытный экземпляр. Тут комментарии излишни.

Борис Орлов «Императрица. Бюст в духе Растрелли» (1989) бронза, краска/эмаль, роспись

Ну а здесь горько, но хотя бы справедливо…

Александр Соколов «Русская лира» (1985) камень, дерево, металл, канат

А завершаем мы виртуальную экскурсию таким маааааленьким и совсем не приметным экспонатом. Это «Рабочий Гинхука» (1925) Владимира Татлина, про которого я уже читаю второй день:) Спасибо прекрасной смотрительнице музея, что указала мне на этот, как она сама выразилась, «грязный неприметный камешек, который все пропускают»

Очень рекомендую посетить выставку и создать для себя свой собственный мир русской скульптуры… разной, непостижимой, душевной, резкой, многострадальной и очень талантливой

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

EnglishRussian