Голос, обёрнутый в бархат
Не будет преуменьшением сказать, что главным фаворитом прошедшего летом этого года XVII Международного конкурса П.И. Чайковского стала меццо-сопрано Мариинского театра Зинаида Царенко, чей голос, услышав однажды, вряд ли забудешь. Это как раз тот случай, когда судьбу первого места и Гран При никто даже в мыслях не посмел бы оспорить. Родившись в прекрасном живописном Приморском крае, в небольшом посёлке Терней, Зинаида хотела связать свою судьбу с … биологией, но Богом был уготован ей иной путь, ведь талант — это редкий дар, который пропустить и уж тем более упустить — преступление. Мы встретились и поговорили с яркой звездой Мариинского театра в преддверии очень знакового и волнительного ее дебюта в опере «Самсон и Далила», где Зинаида Царенко исполнит заглавную партию. К слову — именно арию Далилы она исполняла на Гала-концерте лауреатов конкурса.
Про конкурс П.И. Чайковского Вас спрашивали неоднократно, но мне интересно узнать, что он значит для карьеры оперного артиста? Важны ли конкурсы в целом, открывают ли они какие-то перспективы? Я знаю, что Вы себе сказали, что этот конкурс будет последним и участновать в подобного рода состязаниях в дальнейшем вы не будете.
Если ты чувствуешь уверенность в своих силах, то надо такие шансы использовать, в первую очередь конкурс – это толчок к росту. При подготовке ты находишь новое для себя, оттачиваешь свои навыки. Я замечала, что когда были еще детско-юношеские конкурсы, а потом и взрослые, то с каждым последующим я росла.
Существует ли такое мнение среди оперных артистов (так как в балетном мире это есть), что есть конкурсный артист, а есть нет? Грубо говоря, есть спринтеры, а есть стайеры, которые не могут вести полноценный большой спектакль, зато серию арий споют на конкурсе прекрасно?
Наверное, такое бывает, но я не задумывалась об этом. Конечно, конкурс – это спринтерский забег и у тебя нет права на ошибку. Ты должен быть в форме и с каждым выходом нужно быть еще ярче и еще сильнее.
Когда вчерашний студент выходит из стен консерватории и начинает работать в театре, очень важно грамотно выстроить его репертуар, сделать «вхождение» в большие спектакли более комфортным и правильным с точки зрения вокальных возможностей и индивидуальных особенностей.
Конечно.
О Вашем голосе так заботились в театре? Ведь надо думать о «творческом долголетии», которого хотят все артисты.
Я думаю, что да. Не могу не сказать о своем прекрасном наставнике, Ольге Дмитриевне Кондиной. Сейчас идет девятый год как мы совметностно оттачиваем возможности моего голоса, навыки пения. Многому еще необходимо учиться. Педагог, конечно, контролирует, какие партии лучше мне брать и в какой момент. Если есть какие-то сомнения, то мы сначала пробуем и бывает, что откладываем, а потом снова возвращаемся. Так что все происходит под ее чутким руководством.
Сколько спектаклей Вам комфортно петь в месяц?
Это все очень индивидуально, но лично я за тот сезон, который пела в Мариинском театре, не считала количество выходов. Где-то пять спектаклей в месяц – комфортная цифра, но если будет больше, например, семь, то будет тоже очень хорошо.
В интервью, которое Вы дали сразу же после окончания конкурса Чайковского в июле, есть упоминание об индивидуальном стиле пения. Мне любопытно узнать, возможно ли его выработать, если в класссических знаменитых операх существует некий «золотой стандарт» исполнения великими предшественницами?
В любом случае твой голос будет звучать по-особенному. Как нет двух одинаковых людей на планете, так нет двух одинаковых голосов, или двух одинаково обученных артистов. Все это складывается из пережитого, впечатлений, из внутреннего состояния, техники, из того, что происходит в жизни в данный конкретный момент. Даже двух одинаковых спектаклей не бывает, ведь ты действует из «сейчас».
Вы часто довольны спектаклем?
Нет. Я к себе очень критична. Всегда думаю, что можно было сделать лучше, но стараюсь всё же при удобном случае себя не закапывать.
А за прошедший сезон какой спектакль считаете максимально для себя удачным?
По ощущениям – это спектакль, который состоялся 19 июня прямо перед Первым туром конкурса, который был 20 числа.
«Орлеанская дева»?
Да. Еще не могу не отметить июльского «Дона Карлоса». Он на каком-то кураже прошел, я максимально постаралась выложиться.
В промо ролике Мариинского театра перед этим знаковым спектаклем, который собрал всех звезд современной оперной сцены (Хибла Герзмава, Сергей Скороходов, Евгений Никитин, Алексей Марков, Михаил Петренко), Вы сказали, что партия принцессы Эболи очень сложна. Чем?
Очень хорошо нужно владеть верхним регистром и грамотно распредилить все силы, потому что там ведь все главные события проходят в кабинете, когда Эболи поет свою знаменитую арию. И до этого момента нужно сохранить запал, силы, чтобы последняя главная верхняя нота прозвучала хорошо и без потерь.
Про верхние ноты не могу сразу не спросить, потому что открой почти любую статью, посвященную разбору голосов и оперному пению, и там будет написано, что у меццо-сопрано (а меццо называют редким голосом, «царским»), несмотря на наполненность, внутренню силу и благородство, есть проблемы с «верхами». Согласны Вы с этим как обладательница красивейшего меццо-сопрано?
Не соглашусь. Субъективно, возможно, меццо-сопрано звучит лучше в середине, внизу. Крайний верх может действительно звучать не очень хорошо. У сопрано он по-особому берется, поэтому он ярче, да, но этот факт совершенно не исключает того, что верх у меццо обязательно должен быть. Чайковский, Верди, Мусоргский, Бизе, даже Вагнер писали партии, где у меццо-сопрано должен быть верх и певица должна справляться с этой тиссетурой. Просто дело в том, что «верх» у меццо иногда звучит как степень крайнего отчаяния. Мне кажется, что низкому голосу и дается возможность этими высокими нотами продемонстрировать нечто трагедийно-печальное. Подобная неспицифичность дает потрясающий сногшибательный эффект.
Иногда за некоторыми певицами можно заметить вокальный эпатаж, или вокальную эквилибристику. Они сознательно идут на какой-то технический риск, потери по части академического пения, дабы произвести впечатление на слушателя. Они используют …
«вокальные примочки»
Да-да, именно. Как Вы к этому относитесь? Где заканчивается опера и начинается шоу-бизнес от оперы?
Это выбор каждого, каким путем он пойдет, но лично для себя на данном этапе своей жизни я выбираю красивое ровное звуковедение. Мы слушаем великих оперных певцов прошлого – Монсеррат Кабалье, Франко Корелли, Марио дель Монако, Этторе Бастианини и один их голос на записи задевает все струны души. Голос настолько ровный, красивый, что звучит, как райские звуки. Для меня это высшая степень мастерства.
Давайте представим, что Вы – зритель и нужно выбрать голос, который нравится больше, откликается в душе. Я знаю, кто является Вашим ориентиром в профессии, но себе специально выписала другие имена наших знаменитых современниц не из России, которые обладают тем же тембром, что и у Вас: это Чечилия Бартоли, Джойс Дидонато и Элина Гаранча.
Из троих, наверное, все же Гаранча. Моим ориентиром, конечно, является И.К. Архипова, меня даже можно считать ее вокальной внучкой, потому что мой педагог училась у Ирины Константиновны в аспирантуре Московской консерватории.
Однажды Е.В. Образцова сказала: «Если не жить, не путешествовать, не знать горя, беречь себя от трагедий, если не радоваться и не веселиться, артистом никогда не станешь». Согласны ли с ней и чем могли бы дополнить эту мысль?
Согласна абсолютно и никак бы его не дополняла, просто, наверное, без жажды петь, дарить искусство людям, без желания выступать на сцене точно артистом не стать. Моя профессор, Ольга Дмитриевна, говорит всем своим ученикам, что если хотя бы один человек в зале вдохновился твоим исполнением, пришел домой, светясь изнутри, поцеловал жену, приласкал детей, то все не зря. У мира тогда есть все шансы стать лучше. Вот наша миссия. Чтобы у зрителя случился катарсис. Я сама слушаю своих коллег и ловлю себя на мысли, что мне становится хорошо от их пения.
Вы не боитесь выгорания?
Нет, я понимаю, где границы и где требуется остановиться и сделать паузу.
Я не тот человек, который задает вопросы про личную жизнь, но хочу ее сейчас коснуться вот, в каком аспекте: почти все героини классических опер – это героини историй, произошедших много десятилетий, а иногда веков назад. Их судьбы, понимание чувств и обстоятельств не могут не влиять на мировосприятие, видение любви, дружбы, долга, преданности тех, кто играет их на сцене. Вы современный человек с рациональным мышлением, или все же больше романтик, которому не чужды любовные коллизии, переживания и кипящие страсти?
Это сложный вопрос. В юности, безусловно, преобладала тяга к романтическим переживаниям, как в кино или книгах. Когда ты становишься старше и случается опыт отношений, то понимаешь, что нужно быть ближе к ratio. Все душевные любовные волнения и порывы я как раз выражаю на сцене. В реальной жизни преобладание таких эмоциональных качелей говорит, как мне кажется, о больных нездоровых отношениях. Приходя домой, ты хочешь комфорта, уюта, тепла, а не вулкана страстей. Это все у меня есть на сцене. Еще дома получать такую порцию безумства мне бы не хотелось.
Если ты не испытывал сильных чувств, то как и кем можно вдохновиться, чтобы роль получилась?
Есть же киногерои, чьи образы привлекают. Чувства в себе можно найти и актерство, как мне кажется, можно натренировать. Романтичную любовь можно даже сублимировать из любви к жизни, несмотря на все ее несовершенства. Книги, фильмы, сериалы – это все большой источник вдохновения.
И в финале позвольте задать ряд коротких вопросов для коротких ответов
На каком языке комфортно петь?
На итальянском
Любимое место или маршрут в Санкт-Петербурге?
Вот не назову, кстати. Меня вдохновляет город в принципе. Люблю гулять.
Какой партнер для Вас идеальный?
Главное в партнерстве – взаимопонимание. Даже не взаимопонимание, а комфорт. Важно, чтобы и мне и ему было вместе петь удобно. Понимающий и легко идущий на контакт партнер – это замечательно!
Вы – фаталист? Наша жизнь предопределена?
Глобально да. Мне так кажется.
Вы боитесь соперничества?
Нет. У каждого свой путь и думать, с кем я могу соперничать… Ко всем людям нужно идти с добром. Всем хватит места под солнцем, а склоки, борьба только время жизни отнимает, которая очень коротка.
Ваше ресурсное состояние, стимулирующее на достижение результата, — это похвальба или критика?
Похвальба. Когда хвалят. Такая у меня психика. Без критики не бывает, разумеется, но если меня похвалят, то я сделаю еще лучше и больше, мне захочется продемонстрировать, что я могу и умею. Пряник для меня действеннее. Я слушаю замечания, подсказки педагога, наставников, концертмейстера и благодарна за авторитетные мнения важных для меня людей.
Согласны ли Вы с тем, что «чем больше музыкант, тем он проще»?
Пожалуй, что так. Вспомнить хотя бы Елену Васильевну Образцову.
Роль дирижера в опере?
Это главный человек. Он должен быть в контакте с исполнителем, чтобы получилось сотворчество. Важным человеком для нас является и концертмейстер. Он не просто иллюстратор, он – часть музыкального дуэта. Пианист играет на инструменте, а дирижер – на оркестре. Дирижер дает необходимый импульс музыкантам, чтобы все вместе звучали красиво и стройно, чтобы все музыканты едино создавали прекрасные моменты звучания великой музыки.
Что для Вас дом? Чего не хватает здесь и по чему скучаете?
По чистому, синему, красивому морю. У него особый запах. Природа в моих родных местах другая (прим. пос. Терней Приморского края). Не зря наш климат называют «серверными тропиками», ведь там можно встретить удивительные вещи: чисто южные виды растений (например, отдельный вид лианы), которые произрастали в этой местности в стародавние времена, во времена Ледникового периода, приспособились как-то и теперь растут на севере.
Ваши любимые книга, фильм, еда? Или из последнего прочитанного, посмотренного?
Последнее прочитанное и приглянувшееся – романы Жорж Санд «Консуэло» и «Графиня Рудольштадт». Что до фильмов, то я очень с детства люблю «Иван Васильевич меняет профессию». Стараюсь в целом больше смотреть комедий, чем ужасов и драм. А любимой еды как таковой нет. Сегодня хочется одного, завтра – другого. Без чего не могу и что важно для моего рациона — это мяса и красная рыба. Я же все-таки из края, где рыбы много. Без сладкого могу легко обойтись, но шоколад молочный люблю.
Какой совет Вы считаете особенно ценным и кто его дал?
Ольга Дмитриевна Кондина однажды мне сказала: «Зиночка, пойте красиво и не сравнивайте себя с другими, только со вчерашней версией самой себя».
Хочется выразить огромную благодарность Зинаиде за долгую, обстоятельную, теплую и содержательную беседу и пожелать успешного яркого творческого пути. Пусть Голос звучит и продолжает своей нежностью смягчать жестокость нашего мира.