
«Идальго из Ла-Манчи» или старые песни о главном
премьера балета Начо Дуато в Михайловском театре (Санкт-Петербург)

Что я скажу вам, друзья мои? Балетный Петербург начал гудеть довольно давно, когда выяснилось, что Начо Дуато решил после «Щелкунчика», «Спящей красавицы» и «Баядерки» покуситься еще на одну незабвенную классику, «Дон Кихота». Вроде как, Дуато испанец, право имеет, больше знает про тонкости культуры и Сервантеса явно в оригинале читал. Были большие надежды, что уроки «Баядерки» выучены и коль скоро ставится новый спектакль и в афише зритель видит строчку «Хореография — Начо Дуато», то не надо брать старого-доброго Мариуса Ивановича (+Горский) и выдавать всем известный хореографический текст за свой. Ну нечестно это, господа хорошие, нечестно! Сидишь в зрительном зале и чувствуешь себя одураченным. От того, что балет назвали «Идальго из Ла-Манчи», Китри Китерией, а Базиля Базилио (слава Богу, не слепой, как кот), суть не меняется.
Что мне показалось интересным, новым и впечатляющим:
- Первый дуэт Китри и Базиля (можно я всё-таки их буду так называть?) с интересными поддержками, переходами, стремительной переменой поз
- Удивительный сюжетный ход, когда к лежащему в анабиозе Дон Кихоту на сцену выползают двое странных существ в садо-мазо-латексе, распыляют запрещенные вещества (шутка!) и Санчо Панса превращается вдруг в Амура (кстати, изначально Санчо Панса никакой не толстяк) и становится полноправным танцующим персонажем спектакля. Вот это просто восторг! Я честно говорю, без сарказма. Не понятна мне была правда болотная цветовая гамма второго акта, где действие происходит в царстве дриад, но тут не я художник
- Наивное обыгрывание корриды не слишком уместно было, но взгляд приковал не бегающий по сцене артист с рогами в руках, а «свита» Эспады. Вот здесь на короткий миг реально попадаешь в Испанию и видишь прекрасных тореро с фантастически поставленными движениями и фиксированием самых что ни на есть испанских поз
- Ожидаемо прекрасны костюмы! Я, надо сказать, давно являюсь фанатом работы художника по костюмам Ангелины Атлагич. Поразительное чувство цвета, стиля, правильной комбинации роскоши и сдержанности. Но… грешным делом при виде платьев уличных танцовщиц подумала, что где-то завалялась в пошивочных цехах ткань от «Баядерки» и вот… дождалась своего часа:)))
- По пунктам последнее, но по важности первое, конечно: АРТИСТЫ! Я думаю, что только благодаря составу протагонистов премьера и случилась. Анжелина Воронцова заметно «уставала» (особенно на диагоналях), может быть, травма еще дает о себе знать, но как всегда она с неизменной улыбкой провела весь спектакль. Яркая, солнечная, открытая, энергичная. Валерия Запасникова (Мерседес) ожидаемо технична и стабильна. В дуэте с Михаилом Баталовым — просто пламя и искры. Очень мне понравилась новая артистка театра Марфа Фёдорова. Чудесная сценичная девочка с красивыми пропорциями и горящим взглядом. Мне думается, будущее у нее большое, с удовольствием буду за ней наблюдать. Ну и совершеннейшим открытием для меня стал Давиде Лориккио (Санчо Панса и Амур). Ох, уж этот итальянский темперамент! Давно так никто не удивлял! Проработано всё до мельчайшей детали, отточено каждое движение. Он, как ураган, стремительно вынес на своей харизме и технике второй акт, что даже дриады со своей повелительницей взгрустнули:)


Что разочаровало:
- Бедные, ооооочень бедные декорации
- Слышимо подстраивающийся под исполнителей оркестр. Это нужно делать, но не так! Ловишь себя на ощущении замедленной съемки. Танцовщик встал в позу — секунда — и финальный аккорд
- Много неоправданных массовых сцен, больше похожих на цыганский балаган, а не на Испанию
- Как минимум два «выпадающих» номера, которые, как заплаты, сидят на отшитом костюме: борьба Дон Кихота с ветряными мельницами (они, кстати, на пропеллеры похожи) и цыгане
- Неровный кордебалет. Девочек-солисток на авансцену можно было бы по росту и комплекции подобрать удачнее
- В ключевых сценах балета не то, что видна старая хореография, она просто кричит о себе: будь то диагональ Китри, проход с плащами Эспады с тореадорами, или «смерть» Базиля и «свадебное» па-де-де, будь то танец Мерседес с ножами, или Фанданго… Смешанные чувства от дежавю


Весь балет в моей голове крутился один и тот же вопрос: «Зачем?», «Зачем нужно было это делать?» Ответ пришел сам. В антракте, увидев Начо Дуато, я сказала ему, что он сильно рисковал. Оправдан ли такой риск? Знаете, что он ответил? Что ему нравится:))) Всем бы артистам, хореографам такой уверенности и святой простоты, такого донкихотства и веры в свое уникальное право
