«Идальго из Ла-Манчи» или старые песни о главном

премьера балета Начо Дуато в Михайловском театре (Санкт-Петербург)

Что я скажу вам, друзья мои? Балетный Петербург начал гудеть довольно давно, когда выяснилось, что Начо Дуато решил после «Щелкунчика», «Спящей красавицы» и «Баядерки» покуситься еще на одну незабвенную классику, «Дон Кихота». Вроде как, Дуато испанец, право имеет, больше знает про тонкости культуры и Сервантеса явно в оригинале читал. Были большие надежды, что уроки «Баядерки» выучены и коль скоро ставится новый спектакль и в афише зритель видит строчку «Хореография — Начо Дуато», то не надо брать старого-доброго Мариуса Ивановича (+Горский) и выдавать всем известный хореографический текст за свой. Ну нечестно это, господа хорошие, нечестно! Сидишь в зрительном зале и чувствуешь себя одураченным. От того, что балет назвали «Идальго из Ла-Манчи», Китри Китерией, а Базиля Базилио (слава Богу, не слепой, как кот), суть не меняется.

Что мне показалось интересным, новым и впечатляющим: 

  1. Первый дуэт Китри и Базиля (можно я всё-таки их буду так называть?) с интересными поддержками, переходами, стремительной переменой поз
  2. Удивительный сюжетный ход, когда к лежащему в анабиозе Дон Кихоту на сцену выползают двое странных существ в садо-мазо-латексе, распыляют запрещенные вещества (шутка!) и Санчо Панса превращается вдруг в Амура (кстати, изначально Санчо Панса никакой не толстяк) и становится полноправным танцующим персонажем спектакля. Вот это просто восторг! Я честно говорю, без сарказма. Не понятна мне была правда болотная цветовая гамма второго акта, где действие происходит в царстве дриад, но тут не я художник
  3. Наивное обыгрывание корриды не слишком уместно было, но взгляд приковал не бегающий по сцене артист с рогами в руках, а «свита» Эспады. Вот здесь на короткий миг реально попадаешь в Испанию и видишь прекрасных тореро с фантастически поставленными движениями и фиксированием самых что ни на есть испанских поз
  4. Ожидаемо прекрасны костюмы! Я, надо сказать, давно являюсь фанатом работы художника по костюмам Ангелины Атлагич. Поразительное чувство цвета, стиля, правильной комбинации роскоши и сдержанности. Но… грешным делом при виде платьев уличных танцовщиц подумала, что где-то завалялась в пошивочных цехах ткань от «Баядерки» и вот… дождалась своего часа:))) 
  5. По пунктам последнее, но по важности первое, конечно: АРТИСТЫ! Я думаю, что только благодаря составу протагонистов премьера и случилась. Анжелина Воронцова заметно «уставала» (особенно на диагоналях), может быть, травма еще дает о себе знать, но как всегда она с неизменной улыбкой провела весь спектакль. Яркая, солнечная, открытая, энергичная. Валерия Запасникова (Мерседес) ожидаемо технична и стабильна. В дуэте с Михаилом Баталовым — просто пламя и искры. Очень мне понравилась новая артистка театра Марфа Фёдорова. Чудесная сценичная девочка с красивыми пропорциями и горящим взглядом. Мне думается, будущее у нее большое, с удовольствием буду за ней наблюдать. Ну и совершеннейшим открытием для меня стал Давиде Лориккио (Санчо Панса и Амур). Ох, уж этот итальянский темперамент! Давно так никто не удивлял! Проработано всё до мельчайшей детали, отточено каждое движение. Он, как ураган, стремительно вынес на своей харизме и технике второй акт, что даже дриады со своей повелительницей взгрустнули:)

Что разочаровало:

  1. Бедные, ооооочень бедные декорации
  2. Слышимо подстраивающийся под исполнителей оркестр. Это нужно делать, но не так! Ловишь себя на ощущении замедленной съемки. Танцовщик встал в позу — секунда — и финальный аккорд
  3. Много неоправданных массовых сцен, больше похожих на цыганский балаган, а не на Испанию
  4. Как минимум два «выпадающих» номера, которые, как заплаты, сидят на отшитом костюме: борьба Дон Кихота с ветряными мельницами (они, кстати, на пропеллеры похожи) и цыгане
  5. Неровный кордебалет. Девочек-солисток на авансцену можно было бы по росту и комплекции подобрать удачнее
  6. В ключевых сценах балета не то, что видна старая хореография, она просто кричит о себе: будь то диагональ Китри, проход с плащами Эспады с тореадорами, или «смерть» Базиля и «свадебное» па-де-де, будь то танец Мерседес с ножами, или Фанданго… Смешанные чувства от дежавю

Весь балет в моей голове крутился один и тот же вопрос: «Зачем?», «Зачем нужно было это делать?» Ответ пришел сам. В антракте, увидев Начо Дуато, я сказала ему, что он сильно рисковал. Оправдан ли такой риск? Знаете, что он ответил? Что ему нравится:))) Всем бы артистам, хореографам такой уверенности и святой простоты, такого донкихотства и веры в свое уникальное право

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

EnglishRussian