«Спящая красавица»

В Мариинском театре вновь прошла серия спектаклей «Спящая красавица» в том варианте, каком задумывал Мариус Петипа, а ожила эта редакция исключительно благодаря стараниям блестящего танцовщика, «реконструктора» балета, самозабвенно служившего этому искусству до последних дней своей жизни. Сергей Вихарев, несомненно, вписал свое имя в историю классического балета; ушедший так рано, но оставивший так много! 

Говоря о реконструкции балетного спектакля, мы не можем обойти стороной проблему нотации. В отличие от классической музыки в хореографии и балете в частности нет своего алгоритма записи танца. Делая экскурс в историю нотации, надо начать с Пьера Бошана, именно он в XVII веке придумал систему записи движений, а Рауль-Оже Фёйе опубликовал труд, который озаглавил «Хореография или Искусство записи танца». С тех пор и ведутся споры, кто же из этих двух французов стал родоначальником письменного «языка» балета. В XIX веке наш соотечественник Владимир Степанов (Мариинский театр) создал свою систему записи танца, а после его смерти Николай Сергеев (ученик Степанова) начинает в этой системе записывать все балеты, которые в то время шли на сцене Мариинского. Как показала история, именно благодаря Сергееву мы можем наслаждаться подлинными шедеврами балетного искусства, ведь во время революции он вывез свои материалы, таким образом сохранив их для потомков. На конец XIX века приходится деятельность еще одного известного теоретика танца и педагога Рудольфа Лабана. Он не только придумал систему записи движений, но и систему их анализа, тем самым максимально приблизив нотацию к универсальности. Его система получила название “лабанотация”, впоследствие появилась даже профессия “нотатора”, которой на текущий момент можно обучиться только в Великобритании и США. 

Есть отдельные примеры записи конкретных балетных произведений. Так, Артур Сен-Леон, известный хореограф XIX века, всесторонне развитый человек, новатор, публикует свою систему нотации в книге La Sténochorégraphie, ou l’art de noter promptement la danse («Сценохореография, или Искусство записи танца»). Впервые он использует пятилинеечный стан, дабы достичь точной фиксации музыкальной длительности исполняемого движения. В своей системе он записал Pas de six из балета «Маркитанка», который нам интересен тем, что именно в нем  на сцене Кировского театра блистал юный Сергей Вихарев. Если удастся найти эту запись в интернете, настоятельно рекомендую посмотреть и изумиться мелкой бурнонвилевской технике этого уникального танцовщика с потрясающими данными. В Мариинском театре сейчас проходит замечательная выставка, посвященная памяти блестящего артиста, реконструктора, педагога, хореографа, где вы сможете ознакомиться с богатой коллекцией личных вещей Сергея Геннадьевича, редкими фото и костюмами восстановленных им балетов. Некоторые фото я с радостью помещаю в этой публикации. 

Итак, одной из жемчужин балетной классики, бережно и тщательно восстановленной С.Г. Вихаревым, является, несомненно, «Спящая красавица» (1890). Богатство, масштаб и пышность этого творения Мариуса Петипа еще больше подчеркивают костюмы, которые невольно отсылают нас во времена Людовика XIV. Для русского Императорского театра этот балет явился знаковым еще и потому, что впервые музыку писал не придворный композитор, а сам Петр Ильич Чайковский.

Костюмы принца Дезире и принцессы Авроры
Костюм феи Сирени

Надо отметить, что это не было первой постановкой «Спящей красавицы», первая случилась в 1829 году в Парижской опере, где Аврору танцевала Мария Тальони, а Карабос исполнял Энрико Чекетти. Позволю себе здесь привести примеры составов, на которые, на мой скромный взгляд, стоило бы обратить внимание. Никто пока не может встать на одну ступень с гениальным исполнением Авроры Ириной Колпаковой. Спектакль с ее участием нужно обязательно посмотреть, чтобы обзавестись ориентиром и пониманием, «как надо» (1976 год, Дезире – Ю. Соловьев), в Большом театре в конце 1980-х состоялся любопытный эксперимент, где в каждом акте участовали разные артисты. Глупо не вспомнить здесь спектакли уже наших дней с парами М. Александрова – Н. Цискаридзе и С. Захарова – Д. Холберг. И уже совсем для пытливых умов можно найти запись «Спящей красавицы» в Парижской опере, где принцессу Аврору танцевала этуаль Орели Дюпон, а принца Дезире – Манюэль Легри. Во Франции ставят редакцию Р. Нуреева.

Так получилось, что до минувшего воскресенья (3 апреля) я «вихаревскую» (именно так теперь называют балетоманы этот вариант) «Спящую красавицу» не видела. Взгляд был свежим, настроение очень подходящее для «феерии» и кринолинов с париками, поэтому главная задача была получить феерию еще и эмоциональную. Увы, этого не произошло, ну или не произошло на 100%. Несколько раз ловила себя на мысли, что музыка увлекает гораздо больше, чем движения на сцене. Эта музыка способна обновлять клетки и лечить от хандры, щемить сердце и вызывать слезы… как здорово было бы получить это все в синергии с танцем! Может, время сейчас непростое, может, звезды не встали, как надо, но очень было заметно, как артисты экономят себя. Да, честно выполняют работу, но без движения души. Как говаривали мои педагоги по фортепиано: «Просто сыграй сейчас ровненько и чистенько». Этот спектакль однако подарил целую россыпь дебютов. Кстати, они были крайне удачными! Не знаю, почему Марии Ширинкиной только сейчас доверили партию Авроры, уж кто-кто, а она давно была готова к этому «вводу» со своим романтическим образом. Вот с чем руководство просчиталось, так это с желанием «подбодрить» дебютантку заслуженным мужем-партнером. То, что Владимир Шкляров давно уже ходит с короной на голове – это понятно, но тут уровень самолюбования достиг своего апогея (а мне после длительного QR-кодового перерыва и как поклоннице этого артиста со времен его первого появления на сцене сей факт бросился в глаза особенно). Отметила я и то, что он скорее «давит» на Марию своим присутствием, а не помогает. Для многих родственные связи спасительны, для некоторых – губительны. Но при этом Мария выступила прекрасно, видно, что партия «втанцована» и «присвоена» ногам уже полностью. Скажу больше: в Pas de deux Третьего акта артистка заметно выигрывала технически у супруга — премьера театра. 

Хорошо смотрелись Золушка (Ольга Белик) и Принц Фортюне (Роман Малышев). Дебютанты актерски создали настроение и не отнеслись к этим партиям, как проходным. Достойно огранил талант опытнейшей балерины Екатерины Осмолкиной Раманбек Бейшеналиев в Pas de caractèr (Принцесса Флорина-Голубая птица). Надо отметить, что характерные танцы финального акта по традиции вызвали особенный вострог у зрителя. Этот калейдоскоп сказочных персонажей невольно возвращает в детство и погружает в беззаботную пору.

В Pas de quatre особого блеска «сапфиру», «золоту» и «серебру» придала фея Бриллиантов Анастасия Нуйкина. Очень свежо и ярко стало на сцене с ее появлением, хотя порой и было заметно излишнее «старание» артистки и концентрация на чистоте позировок. Невероятно красивая расшитая белоснежная пачка, сверкание камней в тиаре… сразу невольно напомнили дебют Анастасии в партии Гамзатти в «Баядерке». Хочется почаще видеть эту балерину в больших ролях.

Особенное очарование балету придает Музыкальный антракт. Завораживающе прозвучала сольная скрипичная партия Христиана Артамонова. Смычком этого молодого музыканта в тот вечер явно водил кто-то свыше.

После просмотра таких праздничных, помпезных, парадных балетов невольно приходишь к выводу, что искусство может вытащить человека из самых разных жизненных ситуаций. Чтобы психологически спастись обязательно нужно искусственно погружать себя в тот контекст, который в переводе не нуждается! Но за нотации спасибо теоретикам балета, а за бережное отношение к классическому наследию Мариуса Ивановича мы всегда будем благодарны этому вечно молодому блондину с горящим взглядом, служителю Терпсихоры, уникальному деятелю культуры — Сергею Вихареву! Он точно доволен там, на Небесах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

EnglishRussian