«Шурале» (Мариинский театр)

Балет «Шурале» долго находился в моем листе ожидания, но надо закрывать список непросмотренного. У того или иного спектакля почти всегда есть «dream cast», который создается ввиду особого расположения публики, ведь спектакль — это, прежде всего, артисты. Даже если вам не придется по душе постановка, именно они позволят не смазать впечатление, а проникнуться талантом воплощения образа. «Шурале» мне хотелось посмотреть именно с тройкой Кимин Ким — Александр Сергеев — Рената Шакирова. Балетоманы не дадут соврать, что эти танцовщики как раз и делают этот балет уникальным и передают в полном объеме творческую задачу Леонида Якобсона, который изрядно «намудрил» с хореографией! 

Здесь вы увидите редкие уникальные явления: ✔ мужской дуэт с высокой поддержкой (когда А. Сергеев — Шурале взмывает в первом акте на плечо к Кимину Киму, это, доложу я вам, зрелище впечатляющее), ✔ абсолютно гуттаперчевую пластику героя Шурале, который бескостным существом стелется, изгибается, извивается, мимикрирует, нечеловечески двигается по сцене ✔ сложные и крайне не привычные глазу поддержки в дуэтах Сюимбике и Али-Батыра ✔красивый ввод «предмета» (шелковый платок-покрывало), что придает спектаклю особый колорит ✔ сказочный сюжет, который один из немногих задержался так надолго на балетной сцене … и многое другое 

фото www.mariinsky.ru

Нельзя забывать о том, что балет «Шурале» создавался когда-то как часть очень важной программы СССР по развитию национальных культур, в данном случае — татарской. Татарская сказка о девушке-птице Сюимбике, охотнике Али-Батыре и злом лешем Шурале пришлась по душе послевоенному зрителю, хотя четкого понимания особенностей татарского фольклора не было даже у создателей балета. Всегда в зале ожидаемо много детей, хотя в чистом виде сказкой я бы увиденное не назвала. По музыке, продолжительности, главной идее вряд ли балет легок для детского восприятия.

фото www.mariinsky.ru

Чего у спектакля не отнять, так это колорита, настроения, ярких красок адраса и особенностей национальных костюмов. Посещая такие спектакли (и еще Российский этнографический музей:)), понимаешь, насколько важно чтить и сохранять фольклор, традиции, не «усредняться», а различаться. На этом стоит культура, в этом есть пульсация жизни и зов крови. Как тут не покрыться мурашками, когда видишь массовые, почти ритуальные танцы во главе с Али-Батыром? Ритмичные синхронные движения отсылают к «Весне священной», к обрядовости и трансу, что страшно (в прямом смысле) завораживает. Или же момент, когда Али-Батыр должен отыскать свою невесту?! Люди разделяются на группы, окружают разных односельчан и ждут, пока жених выберет свою единственную. Не надо говорить, что хоровод и символика круга крайне важны для многих народов и их обрядов. Так древние создавали защиту, оберег(али).

Лично я увидела в спектакле много разных «ключей», которые открывают двери во что-то неизмеримо метафизически бОльшее. По крайней мере не задуматься на тему свободы и любви в неволи у взрослого человека не получится. 

Сюимбике рождена птицей, белой, вольной, прекрасной птицей, которая, полюбив, все равно страдала и скучала по небу. Как счастлива она была, вновь обретя свои крылья! Хотя в либретто и прописаны сомнения и горечь героини, когда она принимает решение покинуть любимого, на мой взгляд, Сюимбике Ренаты Шакировой была полна решимости и если и колебалась, то крайне недолго. Уже один этот поступок о многом говорит. Свобода важнее любви? 

Рената Шакирова (Сюимбике) фото www.mariinsky.ru

Али-Батыр спасает ее из лесного плена злого Шурале, девушка сама бросает свои крылья в огонь, чтобы больше не расставаться с женихом, но вот какова гарантия того, что взгляд ее через какое-то время снова не устремится к небу? И вот он вопрос: где оно, это зыбкое счастье? В ограничении возможностей, или возможных ограничениях? 

Рената Шакирова (Сюимбике), Кимин Ким (Али-Батыр)
Рената Шакирова (Сюимбике), Кимин Ким (Али-Батыр) фото Александр Нефф

Вчера был ожидаемо тот театральный вечер, когда всё сложилось. Все артисты без исключения получали громадное удовольствие от спектакля. Главная сваха (Е. Баженова) и главный сват (С. Кулаев), свахи со сватами не раз заставили улыбнуться и засмеяться. Ольга Белик (огненная ведьма) и Роман Малышев (Шайтан) вызвали волну аплодисментов и криков «браво». Восхитительные исполнители характерного танца, который лишний раз доказывают, что не бывает маленьких ролей, бывают маленькие артисты. 

Александром Сергеевым в партии Шурале восхищаются все, ну и я примкну, добавив свой восхищенный вздох. Александра, конечно же, надо хотя бы один раз увидеть в этой партии: это феерично, пластично, пронизывающе и поражающе!

Александр Сергеев (Шурале) фото www.mariinsky.ru
Александр Сергеев (Шурале) не выходит из образа даже на поклонах

Ну и до протагонистов добрались. Где фигурирует восток, там всегда беспроигрышно делать ставки на Ренату Шакирову и Кимина Кима. ТАК существовать в подобном материале славянин, европеец не могут. Просто не получится, не их органика. 

Кимин актёрски блестяще провел всю партию от начала и до конца: ему веришь, когда он кидается в схватку, проникаешься, видя, с какими лаской и трепетом он относится к любимой невесте, радуешься вместе с ним в разгар предсвадебных торжеств, становишься одержим в попытке борьбы со злом.

Артист балета всех восхищает в движении и не так много танцовщиков, которые красивы и красноречивы в статике. Мне не ведомо, стоят ли за этим долгие репетиции перед зеркалом, или это природа, но Кимин принимает невероятно завораживающие позы, которые действуют не менее обезоруживающе, чем его знаменитые прыжки. Я писала об этом после декабрьской «Баядерки», но вчера еще раз убедилась в том, что Кимин Ким одарен невероятными руками.

Когда-то очень давно, более 20 лет назад, московский кукольный театр «Тень» поставил спектакль «Смерть Полифема», где одну из главных ролей играли… хммм… ноги Николая Цискаридзе. Та вот… если бы случилось так, что кто-то бы додумался поставить спектакль на «руки Кимина Кима», я бы первая пошла покупать билет. Я не буду вдаваться в описания, да и как жесты можно более-менее красиво описать словами? Просто скажу: на какой бы спектакль вы не попали, просто понаблюдайте, как Кимин берет за руку свою партнершу (не в поддержках, там всё должно быть четко отрепетировано), как прикасается к лицу балерины, как поднимает руки вверх. Для меня это отдельная молитва и отдельная медитация. 

Кимин Ким (Али-Батыр)
Рената Шакирова (Сюимбике), Кимин Ким (Али-Батыр)

С Ренатой Шакировой у них очень станцованный дуэт. Рената легка и воздушна в руках Кимина… и не потому, что по роли положено. Если вы попросите меня охарактеризовать несколькими словами эту балерину, то я выберу слова «улыбка», «трудолюбие», «еще раз трудолюбие», «терпение» и «преданность делу». Для Ренаты вчерашний вечер стал особенным: после окончания спектакля на сцену вышел и.о. балетной труппы Мариинского театра Юрий Фатеев и объявил о возведении ее в ранг Примы. Под гимн Великому городу, искрящийся дождь из золотых блёсток, аплодисменты публики и теплые взгляды родных и близких Ренаты (в зале присутствовали мама, супруг, свекр, педагоги) эта девочка, следовавшая за мечтой, обрела её на радость всем поклонникам. Зрители долго не отпускали артистов, а они и рады были выйти еще раз поклониться тем, без кого состоятельность творческого человека была бы невозможной.

и.о. балетной труппы Мариинского театра Юрий Фатеев
Рената Шакирова Фото — Мариинский театр
Рената Шакирова — новая Прима Мариинского театра Фото — Мариинский театр

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

EnglishRussian