«Дочь фараона». Мариинский театр
Наконец дошли руки написать про премьеру сезона 2022-2023 в Мариинском театре — «Дочери фараона». Как известно, театр не балует своего зрителя балетными премьерами, тем более такого масштаба. Одноактные современные постановки можно увидеть пару раз за сезон, но так, чтобы спектакль в три акта, да с богатыми декорациями и обилием действующих лиц – тут должно случиться поистине что-то страшное удивительное.
Буквально пару слов хочу сказать об истории спектакля, так как для балетного мира он является особенным. Некогда в Императорских театрах можно было наблюдать противостояние двух французских «художников», двух творцов: Артура Сен-Леона и Мариуса Петипа, в котором пальму первенства долго удерживал первый. Именно постановкой «Дочери фараона» Петипа громко заявил о себе и потеснил соперника. К слову – соперничали не только хореографы, но и их «музы». Мариус Иванович ставил спектакли на свою жену, Марию Суровщикову-Петипа, а Артур Сен-Леон на Марфу Муравьеву. В то время даже образовались две «группировки» — «муравьисты» и «петипасты». Сен-Леон и Петипа, как бы не сталкивали их лбами, очень разные. Кто знает, сколько бы продолжалась эта «битва» титанов, если бы не отъезд из России А. Сен-Леона, которому не продлили контракт с Императорскими театрами.
Лебединой песнью хореографа становится небольшой балет «Пастух и пчёлы», после показа которого он уезжает из страны потерянным и разбитым. По иронии судьбы свой самый знаментиый и судьбоносный балет «Коппелия» он ставит в год своей смерти (1870). После отъезда старшего коллеги начинается 30-летняя эра Мариуса Петипа.
Любой исследователь истории балета скажет, что редакций спектаклей существует множество и восстановить именно версию Мариуса Петипа, мягко говоря, сложно. Да, благодаря нотациям (в частности, Степанова), мы имеем информацию о многих значимых классически балетах, но всё равно этого не достаточно. И когда мы видим в афише, промо роликах, рекламных текстах слова «восстановленная хореография» или «реконструкция», надо учитывать, что в 90% случаев — это красивый рекламный ход. По сути балет ставится заново и … это неизбежно.
Так вот вернемся к «Дочери фараона» (1862) и его создателю. Об этом своем опыте Мариус Петипа говорил в мемуарах и смаковал свой успех, ведь балет по повести «Роман мумии» Теофиля Готье он поставил за рекордные шесть недель. Спешка была вызвана тем, что в Петербург должна была прибыть звезда мировой сцены итальянка Каролина Розатти. В честь ее бенифиса и решили поставить спектакль на музыку Цезаря Пуни. Балет тогда стал невероятно затратным для театра, но сполна себя окупил, так как на протяжении 66 лет он неизменно собирал аншлаги. После отъезда Розатти (поговаривали, что не случайного, так как балерине было на тот момент 36 лет, она набрала в весе и это всё якобы не прибавляло успеха спектаклю) в партиях Рамзеи и Аспиччии блистали русские танцовщицы, да и балет в целом стал любим танцовщиками, так как задействовано там было крайне много людей, и соответственно работой было обеспечено подавляющее большинство артистов. Кстати, любопытный факт: Мариус Петипа однажды даже сам вышел на сцену в роли царя.
В 1928 году балет «Дочь фараона» был показан последний раз (с М.Т. Семёновой) и затем последовал огромный перерыв, который прервался в 2000 году, когда Большой театр решил возобновить постановку на своей сцене. Эта постановка (в редакции Пьера Лакотта), на мой скромный взгляд, и является поистине значимой, интеллигентной, богатой на технически сложные вариации, выверенной, красивой и максимально приближенной к замыслу классического спектакля версией.
То, что мы увидели на сцене Мариинского этой весной, кроме как пародией не назовёшь. Отрадно, что остался масштаб, красивые декорации, неплохие костюмы, световые решения. Визуально постановка красочная, блестящая (в прямом смсле) и радующая глаз, но балетом я бы ее не назвала.
Это такой музыкальный спектакль с перебором пантомим, лишним хождением по сцене, большим количеством ненужных сцен, которые сюжетно выпадают из канвы повествования. Всё это делает спектакль скучным, нудным и местами комичным. Сценические и сюжетные ляпы заметит даже ребенок, поэтому нет смысла на них останавливаться. Но возьмем хотя бы крайне долгую по времени сцену, когда Аспиччия и танцовщицы воинственно перемещаются по сцене с луком и стрелами, имитируя охоту, но при этом в финале первого акта героиня крайне пугается льва, не в состоянии воспользоваться оружием, которым так «виртуозно» владеет. Абсолютно никакая партия Таора, который по сути не делает ни-че-го, да и Аспиччию легко в данной редакции переигрывает и перетанцовывает Рамзея – любимая невольница. Хореография, и это видно, слеплена на скорую руку. Кто не знает – начал работу над спектаклем А. Ратманский, но после начала СВО он беззастенчиво «кинул» труппу, разорвал в одностороннем порядке контрактные обязательства и, обмотавшись в жовто-блакитний прапор, предпочел не иметь ничего общего с нашей Богом спасаемой страной. Так как декорации уже были почти готовы, костюмы шились и денег было потрачено немало, руководством театра было принято решене найти кого-то, кто мог бы в кратчайшие сроки завершить работу. Такой человек был найден: Тони Канделоро.
Он везде обозначен как «хореограф реконструкции», но насмотренный (да и не очень) зритель тут же поймет, что Мариус Иванович вертится в гробу от такой «реконструкции». Это как раз тот случай, когда лучше никак, чем так. Почему-то мне сразу пришел на ум нашумевший скандал с реставрацией фрески, вошедший в историю как «Пушистый Иисус», или «Monkey Jesus» (об этом здесь https://lenta.ru/articles/2012/08/24/jesus/). Возможно, я утрирую, но осадок именно такой.
Придя домой после спектакля (я смотрела балет из майского блока), я сразу же включила запись Большого театра со Светланой Захаровой и Русланом Скворцовым https://www.youtube.com/watch?v=FvAd1Mg8smI. Есть еще в ютубе запись с Надеждой Грачёвой и Николаем Цискаридце https://www.youtube.com/watch?v=delUFCjEtqA, но я искренне вам рекомендую посмотреть именно дуэт Захарова-Скворцов (с радостью все ссылки для удобства прикрепляю). Спектакль еще дивно украсили собой Мария Виноградова и Владислав Лантратов (рыбак и его жена), а также буквально россыпь прекрасных артистов. Я уверена, получите огромное удовольствие, потому что насладитесь именно балетом со сложными вариациями Аспиччии и Таора, красивой работой кордебалета, отдельными вставными вариациями рек (к слову – они есть и в постановке Мариинского театра), да и Grand pas d’action выглядит у Лакотта ярче.
Премьера в Мариинском театре состоялась, галочка в планах на сезон поставлена, но что-то мне подсказывает, что в таком виде, в котором балет существует сейчас, надолго он в репертуаре не задержится, ну или, показывая его на сцене раз в год, театр обеспечит заполняемость зала.