«Нуреев» Большой театр России

Балет «Нуреев». Заметки впечатлительной особы. Я попала именно на тот спектакль, о котором мечтала. Я не могу назвать его балетом в чистом виде, скорее это драматический спектакль с элементами балета (Владимир Кошевой — нет слов, этот голос заставляет пережить весь спектр эмоций. Отрадно, что у нас, петербуржцев, есть БДТ для более частых встреч). И что поразительно — такой симбиоз мне очень по душе, тонко чувствуются баланс и та грань, которую переступать нельзя, чтобы не скатиться в пошлость. Как может быть иначе, если режиссер — Кирилл Серебренников, человек меры и большого таланта?! Такое интеллигентное и в то же время роскошное посвящение нашему «чужому» Рудольфу Нурееву… ранимому и резкому, красивому и закрытому, талантливому и противоречивому, любящему и одинокому. Не хочу много писать о сюжете и особенностях либретто, дабы как можно больше людей, желая удовлетворить любопытство, нескончаемым потоком шли смотреть на то, что станет когда-нибудь (надеюсь) классикой. Итак о спектакле: состав исполнителей — идеальный (опять же, для меня идеальный). Я мечтала увидеть именно Артёма Овчаренко в роли Нуреева. Дело не во внешней схожести (хотя иногда становилось страшно, какая реинкарнация происходила на сцене… в какие-то моменты казалось, что танцует Нуреев, он здесь), а в личности артиста, его отношении к роли, к танцу, как к жизни. Артём не жалеет себя, потому что иначе не может. Спасибо ему за каждое движение, за каждый взгляд, 100% попадание а образ. Спектакль очень многослойный, многомерный, сюжетно насыщенный: можно проследить всю биографию знаменитого танцовщика: годы ученичества в академии им. Вагановой (особое спасибо за класс-концерт), прыжок в «свободу», всемирная слава и тихий закат . В самое сердце проникают «эпистолярные части». Прекрасен Денис Савин в «Письме к Руди»-ломаные линии и владение телом стопроцентное. Завораживает дуэт Марго Фонтейн (Кристина Кретова в белом обворожительна) и Нуреева. Обращения Натальи Макаровой и Аллы Осипенко, женщин уникальной судьбы, пронзительны и честны. Глаз не оторвать от проекций фото знаменитых балерин. Такие женский аристократизм и наполненность взгляда в балете сейчас редкость. Феерическое Гран-Гала второго действия. Нуреев — Царь, во всех классических балетах солирует ОН! Меняются сцены, меняются партнёрши и партии, растёт число новых молодых солистов, но неизменным остаётся Великий Руди. Для полноты ощущений, на сцене же располагается гримерка, где уставший Нуреев вытирает пот, переодевает костюмы, где массажисты приводят его тело в порядок, чтобы он вновь смог по мановению руки стать Зигфридом, Альбертом, Дезире и Принцем из «Щелкунчика». Феерию продолжает шествие, где во главе — Король — Солнце на троне. Ярко, помпезно, красочно, нет ощущения приближающегося конца… но облачение снимают и под «роскошной одеждой оказывается мокрое, дрожащее, щуплое тельце несчастного Пьеро… Белый Лунный Пьеро». На Нуреева надевают фрак… Артист слаб, он медленно спускается в оркестровую яму и начинает дирижировать. На сцене появляются «тени» из знаменитой «Баядерки». Они в какой-то момент замирают, чтобы дать возможность фигуре женщины в чёрном (образ очевиден весьма), наблюдавшей тихо в стороне за всем происходящим, разбросать белые лилии, по дороге из которых уйдёт в белом тюрбане он, дирижирующий тишиной Рудольф Нуреев. Итак, лот 1272 — дирижёрская палочка Рудольфа Нуреева. Находилась в руках артиста во время дебюта его в качестве дирижера Венского симфонического оркестра 26 июня 1991 года. Занавес.

EnglishRussian