«Баядерка» Мариинский театр

Назовите это синдромом Стендаля, или чем-то ещё. В моей биографии пальцев одной руки хватит, чтобы пересчитать те события, которые подарили мне мгновения такой возвышенной гармонии от искусства, которые вводят в транс и ты выпадаешь из реальности. Сознание уходит и остаются телесные и душевные проявления увиденного. Помню, как впервые испугалась такого эффекта, пойманного от «Пьеты» Микеланджело в Соборе Святого Петра в Риме. Я стояла перед творением 24-летнего юноши и не могла контролировать свои слёзы. Настолько это было великолепно и какая была трагическая красота в этом горе матери, держащей на руках снятого с креста сына. По мраморным венам, я в тот момент была в этом уверена, текла кровь, а веки у Спасителя подрагивали от боли. Случались ещё такие откровения и я всё переживала, возможно ли это сохранить в памяти? Возможно! Потому что эти впечатления с тобою навсегда, их ни с чем не спутаешь и никогда не забудешь. В Мариинском давали «Баядерку». Я давно не смотрела этот балет, поэтому очень помогало ощущение новизны. Да простят меня все великолепные артисты, задействованные в спектакле, где особенно важна работа всех-всех как единого организма. Но Чудом для меня явилась вчера ОНА. Никия. Екатерина Кондаурова. Те ощущения, о которых я писала выше, подарил танец этой уникальной балерины. Это счастье видеть ее, жить в одно время и в одном городе. «Баядерку» я вчера почувствовала совершенно по-иному. Очень сначала захотелось закончить всё на Втором акте после соло Никии, где была квинтэссенция всех женских эмоций и чувств. Я смотрела, не отрываясь, не моргая, а в финале сцены появились они, предатели-слёзы. Хотелось, чтобы зрители вот сейчас, без Третьего отделения разъехались кто куда, а в памяти у них остался красивый профиль любящей, но гордой танцовщицы, веру которой предали. Победу над любовью и честью одержали алчность, ревность и мелочность. Пусть бы таким был эффект. Но так диктовал внутренний голос русского человека, воспитанного на русской литературе, где страданиями и трагедией пронизано всё! В третьем акте Екатерина продемонстрировала свою уникальную способность перевоплощаться. Если раньше мы видели страстную, пылкую, живую Никию, то теперь это — бестелесная эфемерная тень той девушки, которая некогда любила воина Солора и является к нему так, как является душа. Она другая, но она царственна в своём белоснежном «свадебном» платье из облаков и тумана. Пусть в жизни каждого, живущего в Петербурге, случится то, что случилось вчера со многими, я надеюсь, зрителями. Любите искусство всем сердцем и однажды оно вам ответит тем же! 

«… И жадно шли твои стада
напиться из моей печали.
Одна, одна — среди стыда
стою с упавшими плечами.

Но опрометчивой толпе
герой действительный не виден.
Герой, как боязно тебе!
Не бойся, я тебя не выдам.

Вся наша роль — моя лишь роль.
Я проиграла в ней жестоко.
Вся наша боль — моя лишь боль.
Но сколько боли. Сколько. Сколько»


«Баядерка» Мариинский театр


Недавно в Мариинском театре была «Баядерка» со звёздным составом и с россыпью дебютов. Сразу скажу, что очень достойно выступили А. Хитеева, В. Бородулина и М. Нагахиса в «В царстве теней». Легкое, воздушное и очень станцованное трио. Мои поздравления Александре с отличным дебютом. Ожидаемо хороши были танцы: индусский без Р. Малышева представить уже сложно, В. Мартынюк бесподобна в партии Ману. Глаз не отвести! Танец баядерок, Гран па — все артисты большие молодцы!!! А А. Белобородов и Н. Корнеев вдвойне молодцы, им было, с чем справляться! Чудное второе действие подарили! Спасибо! Теперь о главных героях вечера. Обсуждать и искать неточности и огрехи у В. Терёшкиной и К. Кима могут только люди, ничего не понимающие в балете. Это артисты, у которых надо учиться, надо перенимать нюансы и тонкости мастерства… именно поэтому большое счастье, что А. Нуйкиной выпала возможность дебютировать именно с этими выдающимися премьерами театра. Я хочу отметить тот факт, насколько Виктория Терешкина, Народная артистка, безусловная звезда, деликатно провела все дуэтные номера балета. Она все уже всем доказала, а хрупких дебютантов можно и сломать, эгоистично самоутверждаясь на молодых, что великим балеринам, таким как она и Екатерина Кондаурова, абсолютно не нужно. Получилась именно история троих героев, а не дуэтный танец, и в этом большая заслуга Виктории и Кимина. Не могу не отметить момент, когда по залу впервые пронеслись крики «Браво!»! Это дуэт В. Терешкиной и Р. Белякова. Весь дуэт — это по сути серия сложных и красивых поддержек! То, что Роман — партнёр от Бога, — это все знают, но вчера, несмотря на то, что был ооочень сосредоточен, показал балерину с самой лучшей стороны! Теперь о Гамзатти. Наконец состоялась премьера для Насти Нуйкиной на родной сцене! Я очень трепетно отношусь к этой балерине, за которой не стоят пиар команда, папы, чиновники, которая не идёт по головам, пробивая себе дорогу всеми возможными методами. Только талант, природная красота, труд и упорство, которые, уверена, обязательно дадут плоды. Не буду лукавить, волнение вчера взяло верх над балериной, мешало показать ту технику, на которую Настя способна! Я сторонник оценивать картину в целом, а она сложилась. Ни на секунду не закралось ощущение, что до роли балерина не доросла, прекрасное па-де-де с Кимином (на котором оркестр сильно замедлил темп, хотя, мне кажется, что это как раз те артисты, которым поблажек делать не надо), амплитудные прыжки, бережные поддержки. Неожиданной для меня была трактовка сцены «свадьбы» и, каюсь, не могла отвести взгляда от Гамзатти и Солора, пока танцевала Никия. Для меня произошла за эти несколько минут эволюция образа молодой невесты. Дочь раджи смотрела с такой любовью на Солора, что ей было все равно, что происходит вокруг. Потом настроение ее меняется, когда минутная угроза появляется и Солор не в силах смотреть на танец Никии. А какой взгляд у Насти-Гамзатти был, когда соперница упала замертво! Этот взгляд кричал: «Всё! Теперь мой муж — только мой!» Безусловно, много ещё нужно сделать для роли, есть, куда расти и над чем работать, но что можно сказать уверенно, так это то, что вчера был танец не ученицы АРБ, старательно выполняющей гимнастические упражнения, но танец артистки, которой есть, что сказать, и есть, чем поделиться. И вот именно за душу, за наполнение образа зритель может многое простить. Хочу отметить сценичность и сценогеничность Анастасии. Редко сейчас встретишь такие чистые, благородные лики! Кому-то нужна нарочитая сексуальность, она сейчас в моде, но мне ближе такая тихая русская красота. Дебют состоялся, он не был простым, но был с большим потенциалом на будущее! Поклон М.Г. Куллик, которая бережно выстраивает путь своей подопечной, не гонится за количеством, не ломает психологически и физически! Всё придёт, ведь талантливым и терпеливым достаётся все самое лучшее


«Баядерка» Михайловский театр

Прошлый театральный сезон завершился для меня «Баядеркой» в Мариинском театре, нынешний открылся премьерой «Баядерки» в Михайловском. Я сразу хочу сказать, что этот отзыв — не сопоставительный анализ двух спектаклей, ведь желание сравнивать отпало практически сразу. Не знаю, как этого эффекта добивается Начо Дуато, но в послевкусии остаётся (лично у меня) ощущение интеллигентного, где-то тихого, где-то даже робкого «спасибо» М. Петипа. У хореографа нет цели соревноваться, тем более переплюнуть классика, — не случайно ведь написано, что балет поставлен «по мотивам». Это трибьют и одновременно возможность высказаться, по-своему расставить акценты. Я думала, что после красок «Щелкунчика» меня сложно будет удивить. Но… костюмы для «Баядерки» — это что-то абсолютно фантастическое! Красота должна же быть во всем, не правда ли?! Так вот цветовая гамма, ткани, крой и силуэты — это высочайший класс и услада для глаз. Кто-то сейчас скажет про себя: «Обёртка обёрткой, но какова конфета внутри?» Вкус меняется, должна сказать, начинка сложносочиненная. Дабы не уходить в детали, скажу так. Да, перед нами очень укороченная версия привычного балета, множество сцен убрано; да, оркестр звучит слабо и слишком уж очевидно меняет темп «под артиста» (Божок); кордебалет (понятно, что после трехдневного марафона девушки очень устали) рассинхронен и неоднороден по уровню исполнительского мастерства и таааак мало по времени балерины стоят в арабеске в Тенях. Но, видимо, нога автоматически «страхует» положение д/тел Очень хотела увидеть наконец Аню Шаровьеву и думала: «Ну как же, как же я её узнаю?!» Узнала с первой секунды и узнаю из ста. Первоклассная вагановская выучка, стабильность, энергетика, красота… мне не очень понятно её нахождение в кордебалете. Дуато для себя решил, что необходимо усилить роль Великого брамина. Это получилось! Такой «заострённый образ» даёт больше пищи для трактовки характеров всех остальных героев. Прекрасен в этой роли Адриан Митчел. Я его злую колдунью в «Спящей красавице» до сих пор помню, Брамин — новое актерское удачное приобретение Очень выделился своей харизмой и актёрской игрой Михаил Сиваков (Дугманта). Все бы педагоги-репетиторы показывали такой личный пример!!! Теперь о трио Солор-Никия-Гамзатти. Честно скажу, я очень обрадовалась, когда узнала о составе на «мой» вечер. Когда танцуют вместе любящие друг друга два сердца — ничего играть-то и не надо! Виктор Лебедев и Анастасия Соболева. Надо видеть, как улыбается Солор, когда в его руках хрупкая танцовщица Никия! Мне кажется, что блеск в глазах виден всем в зале без исключения. Виктор прекрасный партнёр, но для своей Насти он ещё невероятный тыл, человек, чувствующий спинным мозгом каждое ее дыхание. Это видно, это чувствуется и это дорогого стоит. Образ Никии — один из балетных Эверестов. На вершине для меня стоит пока только одна балерина-Екатерина Кондаурова Вряд ли кто-то сможет в обозримом будущем приблизиться к ней. Но Возвращаясь к Анастасии, хочется отметить, что роль эта «сшита» под неё, — да, пока немного тесновато и скованно балерина чувствует себя, но это дело времени. Уверена, через пару лет эта партия станет «визитной карточкой» Насти, уж больно хорошо она понимает, о чем говорит. О Гамзатти А. Лашшаковой умолчу. К сожалению, в данном случае мимо всё! Чрезвычайно сырая партия. Возможно, срочный «ввод», возможно, мало репетиций Ну а Солор… На данный момент В. Лебедев — самый сильный танцовщик в театре. Он относится к той категории артистов и партнеров, которые дают возможность сидеть в зале и не нервничать. Стабильность его второе имя Очень красивый прыжок, стремительные вращения, чёткие приземления. Всё с очень большим запасом прочности и уверенности. Каждый выход этого артиста сопровождается овациями и восторженными криками «браво», которые заглушают музыку. Можно пожелать только самых больших успехов и ярких партий! «О чем этот балет?» — спросили Начо Дуато в недавнем интервью. «О любви и смерти» — ответил он. Я бы добавила смерти от предательства в любви. Когда человек любит — он наг. Когда его предают, то тело и душа становятся одной большой раной. Солор рисует белое сердце, но во второй раз у него это сделать не получается, ставок в этой игре на выбывание больше нет.

EnglishRussian