Две танцовщицы

Будем надеяться, что недолог тот час, когда откроются театры и артисты снова выйдут на сцены. К сожалению, у них совершенно не будет времени так спокойно, размеренно, вдумчиво и открыто говорить на разные темы, поэтому очень хочется успеть поймать голос тех, кто интересен. На этот раз позвольте представить вашему вниманию своего рода эксперимент, который, как мне кажется, несколько оживит формат интервью. Я предложила двум прекрасным молодым балеринам ответить на абсолютно одинаковые вопросы. Обе — недавние выпускницы, но уже громко заявили о себе в двух главных театрах нашей страны. На мой взгляд, за такими женственными, красивыми, но одновременно сильными, с невероятным внутренним стержнем девушками будущее классического танца, который они, я очень надеюсь, смогут уберечь. Кто они? — Солистка балетной труппы Мариинского театра Анастасия Нуйкина и артистка Большого театра, лауреат Международного конкурса Александра Трикоз.

Прежде чем вы начнете читать интервью, хочу оговорить тот факт, что и Александра и Анастасия могли выбрать удобный для них формат беседы. Александра письменно выразила свои мысли по каждому из предложенных вопросов, Анастасия же решила ощутить эффект сиюминутной реакции, выбрав видеозвонок. Что у нас получилось – читайте!

Балетного артиста формирует многое, но в первую очередь полученное образование. Вы, Александра, — москвичка, окончили МГАХ. Вы, Анастасия, начали свое образование в Самарском хореографическом училище, но впоследствии окончили АРБ им. Вагановой и представляете петербургскую классическую школу. Не могли бы вы охарактеризовать свои alma mater? Какие ассоциации возникают?

Александра: Для начала могу сказать, что с alma mater я ещё не рассталась. Я продолжаю там учиться на бакалавриате. МГАХ — это не только место, которое обучает мастерству балета, но и школа жизни. В ней, как и сейчас в театре, мы проводим большую часть своего времени. Ее стены впитали в себя много чувств и воспоминаний: радость, переживания, счастье, печаль, успехи… и, конечно же, каждый раз, когда я прихожу в Академию (а из-за загруженности в театре это бывает не так часто) все это вновь проносится у меня в голове. Могу сказать, что хорошие воспоминания перекрывают мгновения негатива и я с благодарностью вспоминаю всех тех людей, которые помогали мне на протяжении всего обучения. А что дал МГАХ — трудно переоценить, ведь я в Большом и этим все сказано.

Анастасия: Воспоминание, которое отчетливее всего помню, — это как еще во время учебы у Е.Г. Забалканской звонила маме в слезах со словами: “Пожелай мне удачи на классике!”. У нее уже все на работе знали, что в час дня у меня классика и что это самое сложное и нервное. Елена Георгиевна была достаточно строгая, но благодаря ей я осталась в интернате. Она сказала, что так я быстрее освоюсь и привыкну. Помню, как в Академии после всех занятий мы всей группой интернатских детей ходили в столовую и час могли там просидеть, рассказывая друг другу обо всем на свете. Конечно, своей alma mater я считаю АРБ им. А.Я. Вагановой, хотя мой путь был довольно извилист: в Самарское училище я пришла в год его открытия, первые 3 года занималась с одним педагогом, затем перешла к преподавателю из Перьми, и только потом приехала Забалканская и порекомендовала мне просмотреться в Академию. Я использовала шанс, но попала в 5-9 классы, а не в 4-8. Разница в том, что в 5-9 есть экзамен и Н.М.Цискаридзе дал полгода, чтобы посмотреть, потяну я или нет. Конечно, оказаться в чужом городе – это стресс, я тут же заболела, еще и зима была, но педагог быстро поставила на ноги и экзамен я сдала. Очень хорошо помню момент, когда Николай Максимович заходит в класс, подходит ко мне и говорит: “А ты знаешь, поезда ходят не только в Петербург, но и в Самару”.

Когда после окончания академий Вы пришли в театр. Какие иллюзии были (если были вообще)?

Анастасия: У многих есть мечта о работе в каком-то конкретном театре. Не знаю, плохо это или хорошо, но я не была одержима какой-то определенной идеей. Я очень люблю Москву, поэтому, конечно, посещала мысль, помимо Мариинского, просмотреться и в Большой театр. Сложилось так, что я оказалась в Мариинском, чему очень рада. Я училась, делала свое дело год за годом, незаметно подошел выпускной и в тот момент, когда надо было отправлять портфолио в театры, Ю.В. Фатеев заметил меня и пригласил работать. Глупо отказываться от такого предложения и просматриваться где-то еще! К тому же к Петербургу я успела привыкнуть.

Александра: Иллюзии? Реальность превзошла все ожидания. Я и представить не могла, что мне доверят станцевать все то, что я исполнила на сцене за эти два сезона.

Что для вас Большой театр и Мариинский соответственно?

Александра: Конечно же, я мечтала работать в Большом театре. Он для меня — второй дом, в котором я живу, работаю и радуюсь каждый день.

Анастасия: Я думаю, что обожествлять театр, всю жизнь ему поклоняться, не видя ничего вокруг – это не нормально. Я поймала особое ощущение, когда выхожу на сцену… еще идет монтаж декораций, перед тобой большой зал, приглушенный свет, невольно представляешь, что здесь творилась история русского балета. Это невероятно захватывает дух. Когда же выходишь танцевать – романтика улетучивается, ты думаешь о порядке, об образе, о правильном исполнении.

Представьте, если завтра Вам скажут: «Выберете любую сцену в мире, на которой хотели бы танцевать». Что это будет за театр?

Анастасия: Я бы уехала в Голивуд, купила дом с бассейном, ретровелосипед и построила бы театр, а лучше амфитеатр, как в Италии или Хорватии. Вот там бы Одеттой и Одиллией скакала. (Смеется) Ну а если серьезно, то не знаю. Когда я думаю об отсутствии четких целей, то невольно закрадывается мысль, что какой-то небалетный я человек. Я люблю Мариинский театр, особенно его историческую сцену, но что самое важное – здесь я обрела заботливого педагога М.Г. Куллик.

Александра: Я бы с радостью выступала на лучших сценах мира. Но именно работать хотела бы только в Большом театре. 

Опишите свой идеальный день вне стен репетиционного зала.

Александра: Свободного времени не так много. Могу между репетициями выйти на улицу погулять, пообедать. В будние дни возвращаюсь в ночи, так как спектакли каждый день. Если же я не занята в каком-либо балете, то часто все равно остаюсь, и смотрю из-за кулис. Хотя я могу пойти зрительный зал, но закулисье — это особая магия. А в выходной я стараюсь подольше поспать. Могу съездить в академию. Люблю ходить в кино, встречаться с друзьями, просто гулять.

Анастасия: Я приобщилась к классической музыке, все выходные дни стараюсь проводить в филармонии. Очень прониклась джазом, который заставляет душу петь, люблю бродвейские мюзиклы, старые голивудские фильмы. В общем, мой идеальный день – в Филармонии! Знаете, каким был первый день карантина, кстати говоря? (улыбается так, как мы обычно это делаем, вспоминая что-то особенно приятное) Мы с Сашей (прим. Александра Хитеева — артистка балета Мариинского театра) были невероятно счастливы, ведь у нас до этого недели три не было выходных. Мы вкусно позавтракали, легли на диван и стали смотреть “Дождливый день в Нью-Йорке”, потом “В джазе только девушки”, а после небольшой прогулки завершили вечер фильмом “Джейн Остин” с Джеймсом МакЭвоем.

Существует мнение, что понятие «искусство» не существует отдельно от понятия «жертва». Только тогда будет результат. Вы согласны с этим утверждением? На какие жертвы никогда не пойдете?

Анастасия: Мне невероятно тяжело без семьи! Говорят, ко всему привыкаешь, но я очень тоскую. Мечтаю о своей собственное большой семье, которая будет собираться вечером за большим столом, разговаривать. Первый год в Академии дался тяжело, нельзя было уехать домой, так как не было осенних каникул. Плакала часто. Помню, чемодан из камеры хранения за две недели до отъезда достала и начала собираться. В общем — чем не смогла бы пожертвовать, так  это семьей. Танец – это отрезок жизни, ну 20 лет активной карьеры, а потом с чем ты останешься?

Александра: Я ещё так мало в «искусстве», что не могу сказать, что я чем то жертвую. Я счастлива и люблю работать. Но даже ради этой работы я никогда не пойду на жертву, которая противоречит моим моральным ценностям. 

Чрезвычайно важно иметь семью, близких людей, которые будут поддерживать во всем и всегда. У вас у обеих замечательные семьи. Когда ты вырос в атмосфере принятия и любви сложно потом сталкиваться с негативными проявлениями человеческого характера?

Александра: Да, семья у меня замечательная, мне повезло. (Но я с 3-х лет занималась художественной гимнастикой, что, несомненно, закалило мой характер). Поэтому «крики» в мою сторону я воспринимаю не как попытку меня задеть, а как помощь, толчок вперёд. Чтобы я двигалась дальше. Вообще с откровенным негативом я не сталкивалась, во всяком случае напрямую. А здоровая конкуренция, как в спорте, так и в театре, должна присутствовать. Именно здоровая, а не «стекло в пуанты». 

Анастасия: В Самаре многие одноклассницы были злыми и жестокими, не лишенными ненависти, взрослее меня. Должна признаться, что и в АРБ, и в театре есть примеры, когда девушки ведут себя так, как девушкам вести не подобает. Я до сих пор осталась домашним ранимым ребенком, когда что-то или кто-то меня обижает, моментально накатывает слеза, с которой бывает ну никак не справиться!

Анна Павлова сказала: “Балет – это не техника, это душа”. Для Вас балет – это что?

Анастасия: Для меня балет – это все-таки балетный спектакль, как бы пафосно это не звучало, это маленькая жизнь, история. Я очень хочу быть актрисой, которая проживает роль, заранее входит в настроение своей героини. Надо стремиться к тому, чтобы зритель ощутил, что до твоего первого шага на сцену, уже задолго существовала некая история. Прекрасно, когда человек технически развит, но все должно друг друга дополнять. Я думаю, что театр должен оставаться театром, трюки можно в цирке посмотреть.

Александра: В наше время, несомненно, важна техника. С каждый разом она все растёт и растёт. Но при этом, на каком бы уровне она не была, если танец без души, то это уже не танец. Также, я считаю, что наравне с душой находится интеллект. Так видна на сцене разница, когда человек осознаёт, о чем он танцует, а когда нет.

Чье мнение для Вас важно?

Александра: Можно сказать, что я делаю свои первые шаги в этом искусстве. Потому что, когда приходят в театр, все начинается сначала. Да, это уже работа, но ты все ещё ученик. И я только на втором году обучения. Поэтому для меня важно каждое мнение. Моего педагога в театре, руководителя… И, конечно же, мнение моей семьи, а особенно — мамы. Всегда прежде всего интересуюсь ее мнением. Что сделать, куда пойти, что надеть (смешливый смайлик) или мой любимый вопрос после спектакля, где я принимала участие: «Ну как тебе»?

Анастасия: Для мамы я всегда самая талантливая, самая лучшая. Она всегда будет любить и поддержит. Сейчас для меня самые ценные мнения – Маргариты Гаральдовны и Владимира Викторовича (прим. В.В. Ким — педагог-репетитор Мариинского театра), а также Юрия Валерьевича Фатеева.

Как Вы относитесь к способам “раскрутки” балетных артистов через социальные сети? Какое место в Вашей жизни играют Инстаграмм и другие площадки?

Анастасия: Я не люблю выпендриваться, простите за слово. Как только появились сети, было интересно первое время загружать фото и в игры играть, но по мере взросления все меньше и меньше чувствую в этом необходимость. Тратить свое время, переживать, что в неправильное время опубликованный пост принесет меньше лайков итд… Да, можно в Инстаграмме наблюдать за людьми, есть полезные группы по интересам. К примеру, я подписана на одну, посвященную голливудским актрисам, где сплошная красота. А сейчас что мы видим? Молодые люди мешок на себя наденут с капюшоном, кроссовки на ноги – и не понятно, перед тобой девочка или мальчик. Я очень люблю ретро стиль за женственность. Социальные сети я рассматриваю как средство получения знаний, а не как способ распиарить себя. Нельзя допустить того, чтобы на тебя приходили посмотреть, как на бренд. Я бы хотела прославить себя на сцене своим искусством, чтобы была такая, а не обратная последовательность.

Александра: Мы живем в современном мире, и, конечно же, социальные сети, «раскрутка» с их помощью имеют значение. Но всего хорошо в меру, не люблю, когда пиар, раскрутка становятся настолько очевидны, что аж тошно… хотя мне бы не помешало быть чуть поактивнее в соцсетях, но я не особо люблю этим заниматься.

Назовите, пожалуйста, хореографию, которую хотелось бы станцевать, партнера, с которым хотелось бы поработать, и роль, в которой, как Вам кажется, Вы проявили бы себя в полной мере?

Александра: Не могу сказать, что сейчас есть определенная роль, о которой я мечтаю. Для меня каждая партия желанна. Прозвучит, наверное, по-детски, но хочется попробовать себя во всем! 

Анастасия: Я мечтала о “Жар-Птице”, это на 100% мой балет, я его обожаю! С трепетом отношусь к «Кармен». С партнером точно затруднюсь с ответом. Если ты с Кимином Кимом станцевала, какие еще вершины брать?! (смеется) Из желанных назову «Рубины» Баланчина.

Сейчас мир остановился, или его остановили, чтобы каждый человек подумал, что для него в жизни является важным и ценным. Для Вас такая вынужденная изоляция открыла что-то новое? На каких мыслях себя ловите?

Анастасия: Когда ты работаешь, тебе кажется, что будь у тебя перерыв – ты бы горы свернул, освоил что-то новое, занялся образованием итд. Вот перерыв есть, и отсутствие четкого графика и дисциплины дестабилизировали абсолютно. Я дистанционно учусь, сдаю зачетные работы, но мне не хватает этой дисциплины. Вдруг поймала себя на мысли, что хочу сниматься в кино и плотно заняться изучением истории России.

Александра: Не открыла, а скорей подтвердила то, что жить без театра, без сцены, без живого общения — мука! И как же я рада, что есть возможность проводить онлайн-классы. Все мы люди, и мне иногда трудно себя заставить позаниматься. Ещё раз убедилась в том, что у меня замечательная семья. Без взаимной поддержки, семейного юмора и доброты было бы тяжело переживать карантин.

Есть ли у Вас друзья? И какой он, настоящий друг? Какие качества в людях Вы цените?

Александра: Есть конечно, без них никуда! Это друзья, проверенные временем, различными сложными ситуациями, разлукой.. С некоторыми можем очень долго не видеться, не общаться, но при встрече, как-будто и не было никаких долгих разлук!! В этих людях, собраны качества, которыми я дорожу и очень ценю: доброта, открытость, честность и прямота, сопереживание, умение всегда прийти на помощь и поддержать. 

Анастасия: Настоящий друг – это очень большая редкость, это поддержка, помощь, абсолютное принятие тебя. Настоящий друг – это член семьи. Друзья детства, которых я считала очень близкими,  не выдерживают расстояний. Наверное, с любимым человеком расстояние — это преодолимая преграда, с друзьями же эти ниточки обрываются. Могу сказать, что Саша Хитеева стала моим другом.

Без чего в жизни Вы не можете обойтись?

Анастасия: Без семьи, ее поддержки и заботы!

Александра: Банально, но без семьи, без друзей, без движения, без балета и театра… А так, я думаю, человек способен приспособиться ко всему. 

Есть выражение «Танец позволяет человеку чувствовать себя счастливым». А если танец – это работа, то что заставляет чувствовать себя счастливой Вас?

Александра: «Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни» (Конфуций) В этой цитате и содержится ответ. Если не считать близких людей, которые меня окружают, то танец позволяет мне чувствовать себя счастливой.

Анастасия: Танец делает меня счастливой. Это огромный стимул, а если нравятся партнер, музыка и спектакль в целом, то вообще идеально.  

Вот такие две танцовщицы — образы с одноименного полотна Эдгара Дега. Меня всегда привлекало в этой картине то, что художник разрушил стереотип индивидуализма в профессии, у него две юные милые девушки на одной сцене говорят друг с другом жестами, еле уловимыми улыбками, полунаклоном головы. Они не соревнуются, они просто любят то, что делают. Многие назовут взгляды наших героинь где-то несовременными, где-то, возможно, наивными. Я же невероятно ценю то, что они в себе несут, и дай Бог, чтобы они свой внутренний свет и внутреннюю мораль не растеряли. Пусть в жизни и в карьере все сложится так, как им мечтается!

Благодарю за предоставленные фото А. Трикоз и А. Нуйкину, а за самую первую иллюстрацию спасибо французскому живописцу Э. Дега.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

EnglishRussian