«Спартак» Мариинский театр
Балет легендарный, балет с историей, балет не для частого просмотра ввиду своей специфики, и безусловно, стоит особняком. Наверное, он не просто так некогда сошёл с афиш. Это историческое драматическое полотно с элементами танца и пантомимы, а не балет в чистом виде с батманами и фуэте, чего так ждут многие зрители. Честь и хвала Мариинскому театру, который возобновил балет, установив бронзовый памятник Якобсону. Очень яркий спектакль, но воспринимается, однако, как музейный экспонат, на который можно, как в Эрмитаж, придти и полюбоваться. Жизнь в него вдыхают исключительно артисты, их эмоции и харизма, ведь хореографического текста мало.
Массовые сцены помпезного имперского спектакля монументальны, размах велик, но никуда не деться от монотонности и затянутости некоторых картин. Вероятно, хореограф так увлекся историческими хрониками древнего Рима, что у него не хватило столько же красок для главных героев. Есть небольшой монолог Спартака, есть соло Эгины, дуэты Фригии и Спартака, но их накрывает цунами массовых сцен, всецело поглощая.
Потрясает всегда пронзительная финальная сцена 3 акта – плач Фригии над телом Спартака. Тонкая, красивая, любящая, верящая в своего воина больше, чем он сам, почти неземная Фригия-Екатерина Кондаурова! Эмоциональное воздействие усиливает вокализ женского хора, который сливается воедино с плачем и болью Фригии. Не могу не сказать о главном герое. Далеко не каждая труппа может найти артиста, который физически был бы идеально сложен для роли и при этом эмоционально создавал бы «разрывающий» эффект. Я знаю, многие театры, которые имеют в репертуаре этот балет, ищут своего «героя» на просторах нашего необъятного мира. Что говорить, Спартаков мало… очень мало. В Мариинском театре все, конечно, будут вспоминать И. Зеленского и Д. Корсунцева, но эти артисты — представители другого поколения. После них (для меня) попаданий в образ не случалось. Не случалось до вчерашнего вечера. Роман Беляков. Он умеет превращать свой дебют в событие. Абсолютно нет ощущения, что партия им никогда ранее не исполнялась. Он — воин с несломленным характером, настоящий предводитель восставшего народа.
Он — чуткий любящий мужчина, он очень настоящий. Отрадно, что дуэт Екатерина Кондаурова — Роман Беляков расширяет совместный репертуар. Более «станцованной» и друг друга чувствующей пары нет, наверное, сейчас. Их умение проживать на сцене жизнь подкупает и не оставляет равнодушным, тем более в таком балете, как «Спартак», где эмоциональный посыл выведен на авансцену. Я искренне поздравляю Романа с блестящим дебютом и Мариинский театр с таким Спартаком!