Великий и ужасный король шок-рока Элис Купер спешит в Питер, чтобы сыграть на фестивале «Монстры рока» в СКК. Накануне визита в наш город 61-летний музыкант, один из самых знаменитых из ныне действующих рокеров, дал эксклюзивное интервью «Фонтанке».
Великий и ужасный король шок-рока Элис Купер спешит в Питер, чтобы сыграть
на фестивале «Монстры рока» 14 июня в СКК. Накануне визита в наш город
61-летний музыкант, один из самых знаменитых из ныне действующих рокеров, дал
эксклюзивное интервью «Фонтанке».
— Мистер Купер, в 1975 году Вы выпустили первый сольный диск «Welcome to My
Nightmare», а в 2008 году — альбом «Along Came Spider»… Что общего между этими
дисками, и в чем разница? Можно ли сказать, что между ними – пропасть?
— Меня увлекла мысль рассказать историю в 12-ти песнях. Обычно, начиная писать
песню, вы встаете перед необходимостью втиснуть ту или иную историю в 3-4
минуты. Здесь же идея заключалась в том, чтобы рассказать цельную историю в
12-ти песнях. Что касается «Welcome to My Nightmare», то тридцать три года
назад я подумал: почему бы не воспроизвести реальный кошмар (nightmare –
«кошмар, ночной кошмар») и не погрузить в него наших зрителей? Давайте сыграем
в кошмар не понарошку! И во всех последующих альбомах я старался следовать
этому желанию. Так что «Along Came Spider» появился не вдруг, не на пустом
месте. Рассказать историю в 12-ти песнях – это так здорово, интересно, для меня
— истинное удовольствие!
— В начале 70-х Вы одним из первых внесли в рок-н-ролл ярко выраженный
элемент шоу-эпатажа… Не считаете ли Вы, что этот акцент на внешнюю сторону
заслонил для многих слушателей Вашу музыку?
— Я хочу, чтобы моя аудитория хоть немного «поработала». Не буду давать зрителю
сосочку и «детское питание» (“baby food”). Они должны сами проникнуть в глубь
истории. Каждая композиция должна быть самодостаточной, и в то же время мы
соединяем песни воедино. И тогда концерт становится способен захватить
слушателей, как может захватить роман, спектакль, фильм. В этом случае важен
еще и визуальный аспект. Я многого жду от аудитории, не отношусь к зрителям,
как к идиотам, чтобы полагать, что внешний аспект задавил все, что они не
способны оценить мою музыку…
— Элис Купер – это же Ваш псевдоним… Легко жить под чужим именем?
— С одной стороны, Элис Купер – типичное американское имя, но в нашей версии
оно стало таким плевком в лицо общества, в этом имени чувствовался свой ритм,
за которым угадывалась этакая милая и невинная девочка с… топориком за спиной!
С тех пор люди всегда называли меня — Элис. Меня же так не зовут, я ведь только
солист группы Alice Cooper. На улице меня окликали: «Привет, Элис!». Спустя
какое-то время я сказал себе: «Хорошо, я — Элис!» и поменял имя. Оно уже давно
мое легально.
— Многие Ваши песни и образы пропитаны мистикой… А в Вашей жизни происходят
события мистические?
— Я играю роль Элиса Купера каждый вечер, пишу его монологи. На самом же деле,
у нас нет ничего общего. Но тем интересней играть того, кто на тебя совсем не
похож. Я женат 33 года (в нескольких интервью музыкант говорил, что никогда не
изменял своей супруге. – Прим. авт.), у меня трое взрослых детей, и стиль жизни
Элиса Купера никогда не будет моим. Но в этом как раз и есть секрет нашего
соединения, нам интересно друг с другом. Когда приходит вечер, я забываю о семье,
обо всем, становясь тем ужасающим отвратительным персонажем. Но когда шоу
заканчивается, герой исчезает – я снова становлюсь самим собой.
— Ваши коллеги по
рок-н-роллу 70-х давно уже на пенсии, а кто и в мире ином… В чем секрет Вашего
столь долгого пребывания на сцене?
— Если вы хотите быть профессионалом – не лгите ни себе, ни зрителю. Подходите
ко всему серьезно. И если уж поднялись на сцену, отдавайте себя зрителю на все
сто процентов, а не на восемьдесят. Вот эти простые вещи сохранят вас в веках!
— Вы объездили весь мир. Какая страна кажется самой мистической? Может на
эту роль претендовать Россия?
— Мое послевоенное поколение выросло, боясь Россию, мы были так называемыми
врагами в холодной войне. И подростком 16-18-ти лет я бы никогда не подумал,
что когда-нибудь приеду в Россию, да еще с гастролями. В мои годы казалось
странным, что наши страны будут дружественными. И то, что это произошло – самая
большая мистика! Вот сейчас мы с туром («Монстры рока». – Прим. авт.) проедем
всю Россию, и публика здесь феноменальная, потрясающая, необыкновенная! А я
хорошо помню, как в начале 70-х мне показали какую-то коммунистическая газету,
где черным по белому было написано: «Ноги Alice Cooper не будет в России,
потому что это худший пример нравственности». А теперь те же газеты пишут, что
мы, возможно, самая профессиональная, культурная, самая театральная рок-группа.
Кстати, российские зрители очень ценят именно шоу, ведь в вашей стране очень
«театральный» зритель. Нам очень комфортно в вашей стране!
— А мы отличаемся чем-нибудь от европейской публики?
— Будь все зрители похожи, нам бы гастроли давно наскучили. Свое лицо есть у
каждой страны, и оно проецируется на публику. Немцы кажутся немного холодными,
но они очень преданные. Если уж полюбили, то навсегда. Те, кто были фанатами
Alice Cooper в начале 70-х, и в 2009-м ими остаются. Британцы понимают юмор
больше других. Французы такие надменные, заносчивые, но они такие же, как мой
Элис. Я ведь француз, мое настоящее имя – Винсен Дэймон Фурнье, по корням я
франко-американский индиец. Горючая смесь!
— Мистер Купер, Вы ведь еще и ведущий радиопрограммы «Nights with Alice
Cooper»… Что подвигло Вас заняться такой деятельностью?
— Слушая радио, я обнаружил, что там играется всего лишь процентов пять легендарной
потрясающей музыки 60-70-х. Я «поддерживаю» Led Zeppelin, AC/DC, Black Sabbath,
те же песни Alice Cooper. Я обладаю полной свободой в отношении того, что
ставить в эфир. Мне нравится Pink Floyd, но ранний, мне нравится The Doors, но
раннее творчество, и я ставлю именно то, что нравится мне… Существует огромный
пласт хорошей музыки, что не стала хитами, и подзабыта. Мне же очень интересно
«образовывать» слушателей с помощью песен, которые им прежде не доводилось
слышать. И еще: каждую группу, о которой рассказываю, я довольно хорошо знаю,
часто — мы друзья. Это придает передаче доверительную интонацию…
— Так Вы общаетесь со своими коллегами по тяжелому року? С теми же Оззи
Осборном, Мэрилином Мэнсоном, «КИСС»?
— Да, конечно! Когда вы в рок-н-ролльной обойме, то невольно встречаетесь на
гастролях, в студиях звукозаписи, на фестивалях. Мы дружны с музыкантами из
Deep Purple, AC/DC, Guns N’ Roses. Можем вместе что-то сыграть, устроить
jam-сейшн, да и просто весело провести время! Мы высоко ценим музыку друг
друга, хотя в каком-то смысле остаемся соперниками…
— Вам доводилось общаться и играть с выдающимися музыкантами… Кто вас больше
поразил?
— Пожалуй, Слэш (Сол Хадсон. – Прим. авт.), он играл в Guns N’ Roses. Многие
гитаристы — замечательны, я могу вспомнить Пита Тауншенда (Pete Townshend) –
вот действительно потрясающий, лучший шоу-гитарист.
— Следите ли Вы за церемониями «Грэмми»? Вы в курсе, что в этом году лауреатами
стали английские звезды – Роберт Плант и группа Coldplay?
— Беда всех этих премий в том, что в них мало рок-н-ролла. Я не рассматриваю
рэп, соул, данс как рок-н-ролльную музыку. По-настоящему рок-н-ролльных групп
не так много: Guns N’ Roses, Aerosmith, AC/DC, Greenday, The Foo Fighters,
White Stripes. Я высоко ценю их творчество. Что касается Coldplay, то не считал
себя их поклонником, но их последняя запись «When I ruled the world» меня
впечатлила. Прекрасная ритмичная песня. И все же рок-н-ролл на «Грэмми» в
дефиците! Не назовешь же Бритни Спирс рок-н-роллом, вот Foo Fighters – другое
дело!
— Вы уже созрели для откровенных мемуаров?
— Да, уже вышло несколько моих биографий. Года два назад появилась книга «Golf
Master» («Знаток гольфа»), очень толковая, там даже про «алкогольную» проблему
говорится, а она действительна была серьезной. Я крепко пил, и нужно было
что-то с этим делать. Меня спас спорт, которым я занимался в детстве, а потом
забросил. Когда я вернулся к спорту, то увлекся и стал уделять ему по пять
часов в день. Так втянулся, что алкоголь стал меня раздражать, мешать моему
новому — спортивному, здоровому! — образу жизни.