«Балет. Притяжение» (Музей театрального и музыкального искусства)

Недавно в Музее театрального и музыкального искусства открылась выставка, посвященная не просто балету, но парам в балете, дуэтному танцу. Ну и где, как не по соседству с улицей Зодчего Росси разместить тематическую экспозицию? Сразу скажу, что для людей насмотренных, вовлеченных в балетное искусство, интересующихся и посещающих балетный театр эта выставка вряд ли глобально откроет новые горизонты и произведет сильное впечатление. К тому же недавно прошли полномасштабные выставки в Манеже и Президентской библиотеке. Так как в основном экспонаты для подобного рода событий предоставляет старейшая профессиональная школа — АРБ им. А.Я. Вагановой, то петербургские любители этого вида искусства уже закрытыми глазами их узнают. Устроители выставок, таким образом, должны заинтересовать тематикой, концепцией развески и расстановки предметов, ну и в наши дни — digital новинками, аудио-визуальными эффектами и прочими интерактивными элементами, позволяющими максимально вовлекать человека в контекст.

Выставка будет проходить до октября, поэтому кто хочет, тот успеет увидеть ее собственными глазами, а для тех, кто не живет в Петербурге, предлагаю увидеть моими. Дабы получить особое впечатление я решила пойти на выставку не одна (как это часто бывает), а с небольшой компанией любителей балета под лекционное сопровождение критика, историка балета Ольги Федорченко.

Ольга Федорченко пристально смотрит на перспективу улицы Зодчего Росси 🙂

Ну что ж… Начинаем движение. Вниманию посетителей представлены всего три зала, ознаменовывающие собой разные эпохи, традиции, веяния. В первом небольшом пространстве размещены гравюры, фото и несколько костюмов эпохи Жюля Перро и Марии Тальони. Все экспонаты, разумеется, под стеклом, а свет падает таким образом, что фото без бликов и отражений сделать не получается, поэтому иллюстрации «с издержками»

Мария Антуанетта с братьями на свадьбе Иосифа II в Вене (1865 год) Автор — Лесюйер

В первом зале через гравюры как раз рассказывается о культуре танца, как он из греховного занятия в эпоху Средневековья превращался в статусное времяпрепровождения в эпоху Людовика XIV с развитием балов и грандиозных театрализованных действий, включавших музыку, танец, пение и декламацию. В XVIII веке мы видим богато украшенные громоздкие костюмы, пышные парики, головные уборы, заметно осложняющие движения. Лишь позднее танец становится действенным.

Мужской танец развивался и усложнялся стремительнее и быстрее. В XIX веке можно говорить о прорыве в технике: мужчины стали добавлять вращения и сложные прыжки. Кстати говоря, виртуозный танец с трюками характеризовал в то время героев-простолюдинов в противовес «благородному» стилю. К династии танцовщиков, которые закрепили за собой титул «бог танца», относится семья Вестрисов. Огюст Вестрис был самым «громким» представителем династии, который по сути и заложил основы техники современного классического танца. Наверное, многим знакома сложнейшая миниатюра Леонида Якобсона «Вестрис», поставленная на Михаила Барышникова.

Огюст Вестрис (гравюры Ф. Барталоци)
Ну и куда же без Марии Тальони
А вот так изменилась ножка балерины за два века

Теперь перейдем к немногочисленным, но ценнейшим костюмам, представленным на выставке:

Костюм Михаила Фокина (партия Маркиза в балете «Сон маркизы») и платье Веры Фокиной (партия Маркизы для вышеупомянутого балета)
Колет М. Барышникова как раз к номеру «Вестрис»
Тюник Гилен Тесмар для балета «Сильфида», в отдалении колет Жюля Перро для партии Рубзаля, Повелителя горных духов в балете «Эолина, или Дриада»
И наконец костюм Габриэлы Комлевой для танца «Качуча» из балета «Хромой бес»
Любопытная подборка фото из фотоателье Императорских театров. На карточках и Ольга Преображенская с Николаем Легатом, и Пьерина Леньяни с Сергеем Легатом
Жюль Перро

Совсем немного информации о Мариусе Петипа и лишь пунктиром обозначен знаковый pas de quatre Тальони-Гризи-Черрито-Гран… а жаль.

Переходим в такой мрачный склепообразный второй зал. В этом своеобразном пантеоне-барабане изображены знаковые пары отечественного балета. К выборке персоналий тоже вопросы имеются, но кураторам виднее
Но луч света я все же поймала

В этом зале собственно и представлены знаменитые балетные дуэты, разбитые по номинациям (кто номинации эти утвердил — одному Богу известно, ибо многие спорные). Пойдем по порядку и хронологии:

Специально сфотографировала описания. Надеюсь, что будут читабельны.

Такая длинноногая астеничная Ида
Пожалуй, одна из самых известных фотографий Вацлава Нижинского
Это одно из интерактивных вкраплений … двигающиеся силуэты
Эксперименты, конечно, заключались в акробатических виртуозных поддержках, нередко опасных для начала XX века
Чтобы повторять верхние поддержки Петра Гусева артисты стали усиленно «закачивать» себе спину и плечевой пояс
В отношении «романтического дуэта», думаю, споров ни у кого не возникнет
Канонические Ромео и Джульетта, верные друг другу до конца. Сергеев так и не смог станцевать этот балет с другой балериной
Про этот дуэт ничего не знала, к сожалению, тем интереснее было узнать о трудной судьбе этой пары, о самоотверженном подвиге Наталии Сахновской
И какой цинизм проявили руководители театра, когда после окончании войны сказали, что Н. Стахановская не соответствует изменившимся балетным параметрам и не может более работать в театре
Логичный выбор
«Маргарита и Арман» … очень не хватает этого балета на сцене Мариинского театра

Необычная номинация, так как оба участника вполне могли подойти под самые разные категории. Мимолетный, как я выяснила, потому что запись с совместного спектакля Барышникова и Бессмертновой «чудесным» образом исчезла, а условно воссоздать их «Жизель» по кадрам смогли, благодаря репетиционным съемкам Нины Аловерт. Вот такой клип-коллаж и был представлен, обеспечив эффект присутствия.

Противоречиво, но как есть
Почему балетные туфли положили на песок так никто и не понял
Знаменитая сцена из балета «Спартак»
Тоже весьма неоднозначный выбор
Ну и какая нынче выставка может обойтись без Н.М. Цискаридзе! Но удивительно без фото, видео…

О третьем зале рассказывать, думаю, не буду, так как очень неоднозначное сложилось впечатление. Он ожидаемо посвящен современному танцу. По стенам крупноформатные принты с репетиций современных постановок и цитатами современных хореографов. По ходу дела основных у нас два — Максим Петров и Максим Севагин… Да балерин тоже, судя по всему, не так много, Мария Ильюшкина да Мэй Нагахиса. Ничего против не имею, но палитру можно было бы и расширить. В центре зала установлены задрапированные «будки», где можно, надев наушники, посмотреть интервью некоторых современных прим и премьеров (в частности — В. Шклярова, А. Лименько).

Вот такая виртуальная экскурсия получилась. Надеюсь, было интересно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

EnglishRussian