«Балет. Притяжение» (Музей театрального и музыкального искусства)
Недавно в Музее театрального и музыкального искусства открылась выставка, посвященная не просто балету, но парам в балете, дуэтному танцу. Ну и где, как не по соседству с улицей Зодчего Росси разместить тематическую экспозицию? Сразу скажу, что для людей насмотренных, вовлеченных в балетное искусство, интересующихся и посещающих балетный театр эта выставка вряд ли глобально откроет новые горизонты и произведет сильное впечатление. К тому же недавно прошли полномасштабные выставки в Манеже и Президентской библиотеке. Так как в основном экспонаты для подобного рода событий предоставляет старейшая профессиональная школа — АРБ им. А.Я. Вагановой, то петербургские любители этого вида искусства уже закрытыми глазами их узнают. Устроители выставок, таким образом, должны заинтересовать тематикой, концепцией развески и расстановки предметов, ну и в наши дни — digital новинками, аудио-визуальными эффектами и прочими интерактивными элементами, позволяющими максимально вовлекать человека в контекст.
Выставка будет проходить до октября, поэтому кто хочет, тот успеет увидеть ее собственными глазами, а для тех, кто не живет в Петербурге, предлагаю увидеть моими. Дабы получить особое впечатление я решила пойти на выставку не одна (как это часто бывает), а с небольшой компанией любителей балета под лекционное сопровождение критика, историка балета Ольги Федорченко.
Ну что ж… Начинаем движение. Вниманию посетителей представлены всего три зала, ознаменовывающие собой разные эпохи, традиции, веяния. В первом небольшом пространстве размещены гравюры, фото и несколько костюмов эпохи Жюля Перро и Марии Тальони. Все экспонаты, разумеется, под стеклом, а свет падает таким образом, что фото без бликов и отражений сделать не получается, поэтому иллюстрации «с издержками»
В первом зале через гравюры как раз рассказывается о культуре танца, как он из греховного занятия в эпоху Средневековья превращался в статусное времяпрепровождения в эпоху Людовика XIV с развитием балов и грандиозных театрализованных действий, включавших музыку, танец, пение и декламацию. В XVIII веке мы видим богато украшенные громоздкие костюмы, пышные парики, головные уборы, заметно осложняющие движения. Лишь позднее танец становится действенным.
Мужской танец развивался и усложнялся стремительнее и быстрее. В XIX веке можно говорить о прорыве в технике: мужчины стали добавлять вращения и сложные прыжки. Кстати говоря, виртуозный танец с трюками характеризовал в то время героев-простолюдинов в противовес «благородному» стилю. К династии танцовщиков, которые закрепили за собой титул «бог танца», относится семья Вестрисов. Огюст Вестрис был самым «громким» представителем династии, который по сути и заложил основы техники современного классического танца. Наверное, многим знакома сложнейшая миниатюра Леонида Якобсона «Вестрис», поставленная на Михаила Барышникова.
Теперь перейдем к немногочисленным, но ценнейшим костюмам, представленным на выставке:
Совсем немного информации о Мариусе Петипа и лишь пунктиром обозначен знаковый pas de quatre Тальони-Гризи-Черрито-Гран… а жаль.
В этом зале собственно и представлены знаменитые балетные дуэты, разбитые по номинациям (кто номинации эти утвердил — одному Богу известно, ибо многие спорные). Пойдем по порядку и хронологии:
Специально сфотографировала описания. Надеюсь, что будут читабельны.
Необычная номинация, так как оба участника вполне могли подойти под самые разные категории. Мимолетный, как я выяснила, потому что запись с совместного спектакля Барышникова и Бессмертновой «чудесным» образом исчезла, а условно воссоздать их «Жизель» по кадрам смогли, благодаря репетиционным съемкам Нины Аловерт. Вот такой клип-коллаж и был представлен, обеспечив эффект присутствия.
О третьем зале рассказывать, думаю, не буду, так как очень неоднозначное сложилось впечатление. Он ожидаемо посвящен современному танцу. По стенам крупноформатные принты с репетиций современных постановок и цитатами современных хореографов. По ходу дела основных у нас два — Максим Петров и Максим Севагин… Да балерин тоже, судя по всему, не так много, Мария Ильюшкина да Мэй Нагахиса. Ничего против не имею, но палитру можно было бы и расширить. В центре зала установлены задрапированные «будки», где можно, надев наушники, посмотреть интервью некоторых современных прим и премьеров (в частности — В. Шклярова, А. Лименько).
Вот такая виртуальная экскурсия получилась. Надеюсь, было интересно.