Гранд жете над Веной

Прима-балерина Венского государственного балета, хранящая традиции АРБ им. А.Я. Вагановой, некогда приняла судьбоносное для своей карьеры, да и жизни в целом решение переехать в Австрию и не пожалела о нем. Она частый гость международных фестивалей балета и гала-концертов, ее изящной исполнительской манерой и профессионализмом восхищаются зрители по всему миру. Глядя на ее пример, невольно начинаешь задумываться, а нужен ли он, «карьерный патриотизм», оценят ли современники преданность месту и истории?! Не будем забывать, что век балетного артиста непростительно короток, и каждый амбициозный танцовщик, разумеется, хочет состояться в профессии, реализовать все свои мечты о Раймондах и Китри, Форсайте и Макмиллане, стремится расти над собой и ежедневно подкреплять свои успехи осознанием того, что он нужен и в него верят. Об этом и многом другом мы поговорили со звездой австрийской сцены Марией Яковлевой.

Мария, в одном интервью Вы так охарактеризовали свое недолгое пребывание в Мариинском театре: «В театре все зависит от вкусов директоров. Кто им нравится, тот и танцует. И хоть лоб расшиби, если ты не в фаворе, ничего не изменится. Я иногда думаю: а что бы было, если бы я осталась в Мариинском театре? И понимаю: такого количества ролей, таких разных ролей, я бы не станцевала». Эта тема очень актуальна сейчас, и мне очень импонирует тенденция не бояться, не ждать милости от судьбы, рисковать и менять свою жизнь. Что Вы думаете по этому поводу? Я знаю, что Вы принимаете участие в различных фестивалях, знаете, что происходит в России. Не было никогда сожаления, что состоялись не на Родине?

С большим трепетом я отношусь к приглашениям выступать в России, потому что наша публика избалована великолепными танцовщиками и танцовщицами, люди очень хорошо разбираются в балете. Принимать участие в фестивалях – это всегда огромная ответственность во многом потому, что я уехала и мне все время кажется, что я должна выступить еще лучше, чтобы оправдать свой отъезд и показать, чему я научилась за границей. Безусловно, всегда очень радует, когда публика тепло и овациями встречает в конце спектакля. Вы правильно отметили, что можно подождать, пересидеть в том же самом Мариинском театре, посмотреть, что будет. Может быть, дадут какую-то роль, а может быть, и нет. Опять же карьера балерины слишком недолгая и пара лет – это слишком большой срок, чтобы  сидеть на месте и не танцевать те роли, в которых ты можешь раскрыться. Сейчас есть тенденция, когда многие иностранные танцовщики приезжают в Россию и мне кажется, что этим наши театры обогащаются тоже, потому что другие стили публике не менее интересны, и наши танцовщики в свою очередь учатся у приезжих. Я лично советую всем молодым, кто чем-то недоволен или просто хочет себя попробовать за границей в каких-то модерновых труппах, ни в коем случае не ждать у моря погоды, а хватать первую возможность за хвост. Просто когда ты уже находишься в Европе, легче выбрать театр, ведь здесь все рядом.

Хотя с Санкт-Петербургом Вас уже практически ничего не связывает (мама, я знаю, переехала в Болгарию и уже долгое время живет там), не могу не спросить: что этот город значит для Вас? И согласились бы Вы на контракт приглашенной звезды, если бы его предложили Большой театр или Мариинский?

Я навсегда останусь петербурженкой, хотя вот уже 15 лет живу в Австрии. Я прожила здесь половину жизни, моя карьера сложилась здесь. Когда меня спрашивают, считаю ли я Австрию родным домом, отвечаю: «Да, конечно!», но я навсегда в мыслях и в сердце останусь петербурженкой, русской, наш менталитет сильно отличается. Я всегда говорю, что русский человек танцует душой. Это на сцене видно и очень выделяется. Я с огромной радостью приезжаю в свой родной город, я же ходила там в школу, в Академию балета. Ностальгические воспоминания никуда не денутся, Мариинский театр опять же… все это навсегда останется в голове. Конечно, мечтать не вредно, вредно не мечтать. Если бы меня пригласили в один из наших театров на положение солистки, то я бы на это согласилась, совершенно не раздумывая. Опять же, меня привлекает совершенно иной подход к репетициям в России, выстраиванию ролей. Я бы с огромным удовольствием испытала это на себе. И потом… выходить на такие сцены – мечта любого танцовщика.

Не могу не затронуть важную злободневную тему о совсем молодых балетных артистах, которые приходят и прочно обосноваются на сцене, без стеснения подвигая опытных коллег. В интервью известному петербургскому изданию Вы признлись, что есть роли, к которым надо идти годами. Надо заслужить их и дорасти психологически прежде всего. Мне эта идея близка чрезвычайно. Для Вас таким испытанием на прочность стала партия Татьяны Лариной в «Евгении Онегине» Джона Кранко, которую Вы ждали 12 лет. Вы сказали, что эта роль помогла вырасти над собой и как актрисе обрести новый опыт. Сейчас молодые балерины экономят себя, делают упор на технику, превращая балет в гимнастику. Более того, тому способствуют балетные функционеры и личная «команда» новоявленных звезд инстаграмма. И что мы видим? Видим М. Хореву, которая, имея за плечами несколько партий, становится после трех месяцев работы в театре ведущей солисткой, М. Буланову (опустим небалетные параметры, хотя эстетика в танце крайне важна), которая, танцуя Зарему, не слышала, такое ощущение, о поэме А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан». Этот ряд можно продолжить именами из Большого театра, вспомнив А. Ковалеву, Э. Севенард.  Ну и я молчу уже о том, что юным девочкам даются партии, совершенно не совпадающие с их амплуа. Кроме сожаления и жалости никаких эмоций это не вызывает. Какую картину видите Вы?

Я соглашусь с вами, ведь сама прошла школу кордебалета. Сначала небольшие сольные партии (друзья принца в «Лебедином озере», или маленькие лебеди) и только потом, будучи солисткой в Вене, мне начали давать серьезные роли. Это совсем не значит, что тебя не  видят солисткой, скорее это необходимо для преобретения сценического опыта — как себя вести на сцене, как выгодно подать себя. Это делается для того, чтобы ты не ударил в грязь лицом, когда наступит момент и тебе дадут ведущую роль. Конечно, мы не машины, могут быть ошибки и технические, и по интерпретации образа, но если опыт есть, то ты выкрутишься из ситуации. К сожалению, у нас в театре, да и в принципе в Европе наблюдается одинаковая тенденция: молодые и совсем неопытные танцовщицы выходят рано в сольных партиях. Бывают, правда, ситуации иного толка — есть высокая балерина и ей нужен высокий партнер, и тогда мальчик в 19 лет выходит в партии принца в нуреевском «Лебедином озере». Станцевав еще ряд спектаклей, он становится ведущим солистом. Это тоже хорошо, потому что начинается натаскивание на ведущие роли с молодых ногей. Мне, как человеку, получающему огромное удовольствие от всех драматических ролей, не хватает в соовременном балете глубины, артистичности и в целом понимания, что танцовщик делает на сцене в данный момент. Я уж молчу о том, что без прочтения оригинального произведения вообще никак нельзя. Когда эрудиции и образованности не хватает, это видно. Сцена оголяет всё («Почему, когда Онегин дотрагивается до шеи Ольги, это вызывает бурю негодования у всех на балу?», «Почему во времена Пушкина было это невозможно?» — эти и другие вопросы должны возникать у артиста) На сцене не скроешься ни за костюмом, ни за партнером. На сто процентов видны и интеллект, и начитанность, и проделанная работа над ролью. Инстаграмм и фейсбук – это, конечно, хорошо. Ты имеешь представление, что происходит в балетном мире в целом, ты следишь за новостями и это очень удобно, но есть же обратная сторона. Для подрастающего поколения нет ничего важнее, чем задрать ногу повыше, сделать пируэтов побольше, а балет ведь совсем не об этом. Пусть это даже современный и бессюжетный спектакль. Нужно же суметь заинтересовать зрителя, чтобы он не просто видел дерганья на сцене, а рассмотрел душу артиста, которую тот вложил в танец, а уж этого инстаграмм не передает и не передаст!

Вы интересуетесь модой и поддерживаете связь балета и моды. Существуют удачные коллаборации модельеров и хореографов, мы это знаем. С кем бы Вы хотели поработать из дизайнеров?

Мне кажется, что лучше моделей для показа, чем балетные артисты, дизайнерам просто не найти. Я ничего не имею против профессиональных моделей, но балетные знают, как грациозно двигаться и с лучшей стороны подать одежду и костюмы, поэтому я считаю, что эта тенденция прекрасная. С кем бы хотела поработать? Если у кого-то будут желание и конкретные предложения – с огромным удовольствием рассмотрю их. В балете ведь с любым абсолютно партнером идет коллаборация, обмен мнениями, идеями, это не односторонний процесс. Я могла бы представить работу с самыми разными дизайнерами, смотря, конечно, для каких целей все затевается. Мне посчастливилось участвовать в новогоднем концерте, где Валентино лично выступил дизайнером костюмов и это было феерически. Было также сотрудничество с Вивьен Вествуд. Такой опыт всегда очень интересен.

Вашим хобби и, возможно, даже где-то элементом психологического восстановления является работа над собственными костюмами. Это же очень сложно и требует специальной квалификации. Вы совершенствуете навыки? Интересуетесь профессиональными пабликами или мастер-классами?

Мое хобби по пошиву костюмов началось, как всегда, из-за необходимости. В Вене брать напрокат костюмы в театре очень дорого, ну и к тому же не все костюмы, которые мне были нужны, имелись в наличии. Репертуар же разный, поэтому в один прекрасный вечер я подумала: «А почему бы не попробовать себя в создании костюмов?» Я не имела никакого понятия об этом, обучение происходит до сих пор методом тыка, пошив идет очень долго, потому что с первого раза как правило не получается, приходится переделывать, где-то выпускать или уменьшать. Но при всем при этом сам процесс меня очень успокаивает, я очень это люблю и наслаждаюсь. К сожалению, на посещение мастер-классов в данный момент просто не хватает времени, но я могу представить, что в будущем… далеком будущем… после окончания карьеры я свяжу деятельность с балетными костюмами и одеждой для танца.

Не могли бы Вы поделиться, что из просмотренного и прочитанного поразило Вас больше всего? Хватает вобще времени на книги и фильмы?

Джон Стрелеки, книги «Кафе на краю земли» и «Возвращение в кафе» — это последнее, что читала. Эти произведения поразили меня своей простотой, ведь все гениальное просто. Глубокая философия в том, что в жизни надо просто чего-то сильно захотеть и идти по намеченному плану, а также думать о себе, что мы так часто забываем делать. А из фильмов… Посмотрела недавно мюзикл «Кошки» с артистами Королевского балета «Ковент- Гарден». Это очень веселый фильм, демонстрирующий еще раз, что балет – это универсальное искусство, которое может существовать в разных ипостасях. Балет не обязательно должен идти на сценах государственных театров. Это то искусство, я считаю, которое даже иногда более понятно неискушенному зрителю. В отличие от оперы, например.

Если позволите, вопрос о личном. Многие убеждены в том, что артиста может понять только артист. Что Вы больше всего цените в партнере?

Многие считают, что если твой партнер той же профессии, если вы работаете вместе, живете вместе — это уже слишком! Я никогда так не считала, потому что мои балетные партнеры были и моими единомышленниками. Мы всегда друг друга поддерживали, помогали, пытались найти нюансы в ролях, — как технические, так и актерские. Безусловно, мы, балетные, люди сложные. Когда рабочий день может начаться к вечеру и закончиться в 11-12, то встать в 6 утра просто нереально. Если артисты составляют пару, то в перерывах между репетициями можно поболтать, сходить вместе попить кофе. С представителями других профессий совместить график сложно, но зато ценишь время, проведенное вместе, по максимуму. Мы все время куда-то бежим. У нас с детства в психологии заложено, что карьера короткая и нужно все успеть. А ведь иногда в жизни необходимо просто остановиться, оглядеться, сделать передышку и этого уже достаточно. Я учусь таким обычным радостям. А в целом в людях я ценю надежность. Это так важно, когда у тебя возникает чувство, что ты можешь положиться на человека в любой ситуации и он тебя не подведет. На сцене и, конечно, в личной жизни.

С кем из балетных танцовщиков хотели бы поработать? И можете ли Вы выбирать себе партнеров?

К сожалению, такой привелегии выбирать себе партнеров у нас в театре нет. Я считаю, что любой новый партнер, хореограф, даже балет – это огромная школа в познании себя в очередной раз. С «новым» ты лучше понимаешь, что тебе вообще нужно на сцене, что нужно от партнера в частности, понимаешь, насколько ты можешь довериться и раскрыться, поэтому я не могу конктретно назвать имен, да и не хочу никого обижать. Партнер – это радость поиска совместной работы.

Вы с особым трепетом рассказываете о тех балетах, которые поставил Рудольф Нуреев, в которых Вы танцуете, отмечая сложнейшую хореографию. Вы вообще любите доказывать людям, себе самой, что готовы и способны покорить самые высокие вершины. Есть ли что-то, за что Вы не возьметесь никогда?

Профессия «Артист балета» – это постоянная работа над собой, доказывание, что ты сначала многообещающий и талантливый молодой танцовщик, потом, что ты дорос до определенных ролей, затем ты продолжаешь совершенствоваться в этих ролях, потом нужно доказать, что ты все еще можешь выходить на сцену в этих партиях, и наконец тебя испытывают более драматическими ролями. Совсем другие ощущения, когда хореографы ставят «на тебя» и ты думаешь «О, эта сторона мне тоже интересна!» То есть вся карьера – это постоянное доказывание… доказывание в первую очередь себе, потому что есть постоянное чувство неуверенности в своих силах. Оно должно присутствовать, ведь как только ты доволен на 100%, то сразу перестаешь расти, совершенствоваться в профессии. И это уже конец! В балетном мире считается, что если ты можешь станцевать хореографию Нуреева, то ты в принципе можешь что-то в этой профессии. Мне довелось станцевать несколько балетов: «Дон Кихот», «Щелкунчик», «Лебединое Озеро» и «Раймонда». То есть получается, что все тяжелые классические балеты, которые существуют, да еще и в редакции Р. Нуреева. Я очень этим горжусь, честно, ведь это огромная работа и надо еще сделать так, чтобы зритель этой работы не видел.

Этот вопрос с Г. Ибсеном мы будем задавать всем творческим людям из беседы в беседу, ведь очень интересно, чем подпитываются те, кто сам создает энергетический элексир. «Чтобы иметь основания для творчества, нужно, чтобы сама жизнь была содержательна» — сказал известный норвежец. Что для Вас является содержанием для саморазвития? Чем Вы наполняете свою душу, чтобы потом разделить свои чувства со зрителем?

Я очень с этим высказыванием согласна. Чтобы показать какое-то чувство на сцене, его желательно пережить в жизни, или хотя бы прочитать в книгах о том, что чувствуют люди. Толчком, вдохновением может быть все, что угодно. Нужно просто остановиться, оглядеться и понять, что вдохновить и очаровать может все, что угодно: красивый парк осенью, к примеру. В любом аспекте жизни можнно увидеть вдохновение и наполнение. Вдохновением для меня явдяются, конечно, книги, фильмы. Хорошая литература и кинематограф всегда оставляют след в душе, а какие-то моменты из увиденного и прочитанного я всегда стараюсь переносить на сцену.

Мария, спасибо за этот разговор! Мне думается, что человек цельный, самодостаточный и не останавливающийся в своем развитии всегда найдет источник для радости и красоты. Несмотря на то, что сейчас время, когда люди беспокоятся за свое будущее, находятся в подавленном состоянии и стрессе, на помощь им может придти именно искусство, ведь свои «интернет двери» открыли многие театры, в частности Венская государственная опера, и буквально недавно можно было увидеть на сайте театра трансляции балетов «Корсар» и «Дон Кихот». Давайте будем дальше находить возможности переносить себя в другую реальность и используем это время изоляции для более частых и очень личных свиданий с прекрасным.

Выражаю благодарность Марии Яковлевой за предоставление фотоматериалов. Права защищены Wiener Staatsoper/ фотограф Ashley Taylor

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

EnglishRussian